Подростковому возрасту свойственны сильные эмоции. Мозг человека развивается от задней части к передней. Развитие лобной доли завершается последним из всех отделов головного мозга, и именно поэтому подросткам крайне трудно выносить словесные суждения, и именно поэтому они иногда принимают иррациональные решения.
Критический период развития. Подростковый возраст, определяемый как период от 11 до 19 лет, считается критическим периодом развития — и не только во внешних проявлениях.
«Мозг продолжает меняться на протяжении всей жизни, но в подростковом возрасте происходят огромные скачки в развитии», — говорит Сара Джонсон, доцент Школы общественного здравоохранения имени Блумберга при Университете Джонса Хопкинса, которая сделала обзор нейронауки в книге «Объяснение подростковых лет: руководство по здоровому развитию подростков» (Университет Джонса Хопкинса, 2009) Клеа Макнили и Джейн Бланчард.
«Точно так же, как подросток может пережить неловкий скачок роста, новые когнитивные навыки и компетенции могут появляться скачками и рывками», — говорит Шерил Файнстайн, автор книги «Внутри подросткового мозга: воспитание детей как процесс» (Роуман и Литтлфилд, 2009).
Родители должны понимать, что независимо от того, насколько высоким вырос их сын или насколько взрослой стала одеваться их дочь, они все еще находятся на этапе развития, который повлияет на всю их оставшуюся жизнь.
Расцвет мозга. Раньше ученые считали, что только у младенцев наблюдается избыток нейронных связей, которые «обрезаются» в более эффективную структуру в течение первых трех лет жизни.
Однако исследования с использованием методов нейровизуализации, одно из которых было опубликовано в 1999 году в журнале Nature Neuroscience, показали, что вторая волна нейронных отростков происходит непосредственно перед половым созреванием, достигая пика примерно в 11 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков.
Опыт подростка — от чтения романов о вампирах до управления социальными отношениями в сети и обучения вождению — формирует это новое серое вещество, в основном следуя стратегии «используй или потеряй», сказал Джонсон. Считается, что структурная реорганизация продолжается до 25 лет, а более мелкие изменения продолжаются на протяжении всей жизни.
Новые навыки мышления. Отмечается, что из-за увеличения объема мозгового вещества мозг подростка становится более взаимосвязанным и приобретает большую вычислительную мощность.
По ее словам, у подростков развиваются вычислительные навыки и навыки принятия решений, присущие взрослым, если им предоставить время и доступ к информации.
Однако в пылу момента их решения могут чрезмерно зависеть от эмоций, поскольку их мозг больше полагается на лимбическую систему (эмоциональный центр мозга), чем на более рациональную префронтальную кору, объяснила Файнстайн.
«Эта двойственность подростковых компетенций может быть очень запутанной для родителей», — сказал Джонсон, имея в виду, что иногда подростки совершают поступки, например, бьют стену или ездят слишком быстро, хотя, если бы их об этом спросили, они бы явно знали, что лучше.
Подростковые истерики. Подростки находятся в процессе приобретения невероятных новых навыков, особенно когда речь идет о социальном поведении и абстрактном мышлении. Но они пока не очень хорошо умеют их использовать, поэтому им приходится экспериментировать, и иногда они используют своих родителей в качестве подопытных кроликов. Многие дети в этом возрасте рассматривают конфликт как тип самовыражения и могут испытывать трудности с концентрацией на абстрактной идее или пониманием точки зрения другого человека.
Джонсон отметил , что, как и в случае с истериками у детей младшего возраста, родителям следует помнить, что поведение подростка «не является личным оскорблением».
Они сталкиваются с огромным количеством социальных, эмоциональных и когнитивных потоков и имеют недостаточно развитые способности справляться с ними. Им нужны родители, люди с более стабильным взрослым мозгом, чтобы помочь им сохранять спокойствие, слушать и быть хорошими образцами для подражания.
И имейте в виду: чем больше вы кричите на подростка, тем хуже он, скорее всего, будет себя вести, согласно исследованию 2013 года, опубликованному в журнале Child Development.
Сильные эмоции. «Половое созревание — это начало серьезных изменений в лимбической системе», — сказал Джонсон, имея в виду часть мозга, которая не только помогает регулировать частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови, но и имеет решающее значение для формирования воспоминаний и эмоций.
Часть лимбической системы, миндалевидное тело, как полагают, связывает сенсорную информацию с эмоциональными реакциями. Его развитие, наряду с гормональными изменениями, может привести к новым интенсивным переживаниям ярости, страха, агрессии ( в том числе по отношению к себе), волнения и сексуального влечения.
В подростковом возрасте лимбическая система попадает под больший контроль префронтальной коры — области сразу за лбом, которая связана с планированием, контролем импульсов и мышлением более высокого порядка.
По мере того, как дополнительные области мозга начинают помогать обрабатывать эмоции, старшие подростки обретают некоторое равновесие и им легче интерпретировать других. Но до тех пор они часто неправильно понимают учителей и родителей, говорит Файнстайн.
Удовольствие от общения с сверстниками. По данным исследования, опубликованного в 2004 году в «Анналах Нью-Йоркской академии наук», по мере того, как подростки начинают лучше мыслить абстрактно, их социальная тревожность возрастает.
Абстрактное мышление позволяет взглянуть на себя глазами другого человека. Подростки могут использовать этот новый навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение сверстников, как было показано, очень полезно для подросткового мозга, что может быть причиной того, что подростки более склонны рисковать, когда рядом находятся другие подростки.
Друзья также предоставляют подросткам возможность освоить такие навыки, как ведение переговоров, компромисс и групповое планирование. Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасной обстановке, и поначалу у них это не очень хорошо получается. Так что даже если они просто сидят с друзьями, подростки усердно трудятся, приобретая важные жизненные навыки.
Измерение риска. «Тормоза включаются несколько позже, чем акселератор мозга», — сказал Джонсон, имея в виду развитие префронтальной коры и лимбической системы соответственно. В то же время «подросткам нужны более высокие дозы риска, чтобы чувствовать то же количество спешки, что и взрослым».
Мозг подростка просто настроен на поиск вознаграждения, как показало исследование 2014 года. Когда подростки получали деньги или предвкушали их получение, часть их мозга, которая отвечает за удовольствие и вознаграждение, вентральный стриатум, активировалась сильнее, чем у взрослых в исследовании.
Все это может сделать подростков уязвимыми к участию в рискованном поведении, таком как проба наркотиков, драки или прыжки в небезопасную воду. По словам Макнили и Бланчарда, к концу подросткового возраста, скажем, в 17 лет и позже, часть мозга, отвечающая за контроль над импульсами и долгосрочную перспективу, помогает им обуздать некоторые виды поведения, к которым они были склонны в среднем подростковом возрасте.
Что делать родителю в это время? «Продолжайте воспитывать своего ребенка», — сказала Джонсон. Как и все дети, «подростки имеют определенные уязвимости развития, и им нужны родители, чтобы ограничивать их поведение», — сказала она.
Родители по-прежнему важны. По словам Файнстейна, опрос подростков показал, что 84 процента высоко ценят своих матерей, а 89 процентов — своих отцов. И более трех четвертей подростков любят проводить время с родителями; 79 процентов любят проводить время с мамой, а 76 процентов — с папой.
По словам Файнстайн, одной из задач подросткового возраста является отделение от семьи и обретение некоторой автономии, но это не значит, что подростку больше не нужны родители — даже если они утверждают обратное.
Им все еще нужна какая-то структура, и они ждут, что родители предоставят им эту структуру. Родитель, который решает обращаться с 16- или 17-летним ребенком как со взрослым, ведет себя несправедливо и настраивает его на неудачу.
Один из самых эффективных способов воспитания подростка, помимо умения быть хорошим слушателем , — быть хорошим образцом для подражания, особенно когда речь идет о стрессе и других жизненных трудностях, поскольку подростки активно пытаются найти собственные стратегии преодоления трудностей.
Нужно больше сна. Это миф, что подросткам нужно меньше сна, чем маленьким детям. Им нужно от 9 до 10 часов в сутки, говорят ученые, хотя большинству этого не хватает. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что сейчас подростки спят значительно меньше, чем два десятилетия назад.
Часть проблемы заключается в изменении циркадных ритмов в подростковом возрасте: для подростков имеет смысл вставать позже и ложиться позже. Но из-за ранних школьных расписаний и школьных занятий многие подростки накапливают дефицит сна и становятся все более когнитивно слабыми в течение недели. Недостаток сна только усугубляет капризность и неясность принятия решений. А сон, как полагают, способствует критической реорганизации мозга подростка.
По данным исследования, представленного 11 сентября 2015 года на ежегодной конференции секции психологии развития и социальной психологии Британской психологической службы в Англии, ситуация ухудшается тем, что экранное время в целом и использование социальных сетей в частности сокращают часы сна подростков, подвергая их большему риску возникновения тревожности и депрессии.
Я — центр вселенной, и эта вселенная недостаточно хороша! По данным журнала Developmental Review за 2008 год, гормональные изменения в период полового созревания оказывают огромное влияние на мозг, одним из которых является стимуляция выработки большего количества рецепторов окситоцина.
Хотя окситоцин часто описывается как «гормон связи», повышенная чувствительность к его воздействию в лимбической системе также связана с чувством самосознания, заставляя подростка действительно чувствовать, что все наблюдают за ним или за ней. По словам Макнили и Бланчарда, эти чувства достигают пика примерно в 15 лет.
Хотя это может сделать подростка эгоистичным (и в его защиту можно сказать, что у него действительно много чего происходит), изменения в мозге подростка могут также подтолкнуть к некоторым более идеалистическим попыткам, к которым молодые люди прибегали на протяжении всей истории.
Пока их мозг подростка разовьется достаточно, чтобы воспринимать оттенки серого, их ответы на вопросы могут быть весьма однобокими, но задача родителей — помочь им исследовать вопросы, а не давать на них ответы.