ДНК выявила кровосмешение, оспу и насильственные смерти среди христиан, живших в пещерах в средневековой Испании. А захоронение в каменном веке во Франции, которое использовалось на протяжении 800 лет, почти полностью состоит из мужчин, древняя ДНК показывает, что они в значительной степени связаны родством.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, исследователи секвенировали ДНК христианской общины в средневековой Испании, которая жила в искусственных пещерах, высеченных в скальной породе. Это одно из нескольких средневековых пещерных сообществ, которые, как известно, жили на Пиренейском полуострове, включая Португалию и Испанию. Почему эти группы предпочитали пещеры более традиционным деревенским жилищам, является предметом давних споров археологов. Хотя может возникнуть соблазн рассуждать об отшельниках или религиозных группах, доказательств в поддержку таких теорий мало.
ДНК смогла пролить свет на происхождение этого сообщества, их отношения друг с другом и болезни, которые их поражали. Объединенная информация раскрывает историю инбридинга, периодических вспышек насилия и болезней в течение определенного периода истории. Одна из возможностей заключается в том, что некоторые из самых ранних поселенцев были людьми с военным опытом, хотя неясно, были ли они профессиональными солдатами или нет.
Поселение существовало с середины шестого века до одиннадцатого века нашей эры. Раннее средневековье было динамичной и бурной эпохой во многих частях Европы, включая Пиренейский полуостров. После падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры Иберия попала под власть вестготов, пришедших из северной Европы.
Вид на пещеру Лас-Гобас. GPAC, Андерс Гётерстрём и Рикардо Родригес Варела
Вестготское королевство рухнуло после завоевания мусульманскими армиями, пришедшими из Северной Африки в 711 году нашей эры. Это событие создало территорию, известную как Аль-Андалус, которая в наибольшей степени охватывала большую часть Иберии. Но христианские королевства сохранялись на севере полуострова и постепенно отвоевывали территорию. То, что мы знаем о периоде в этой части мира, было обусловлено событиями в крупных городах Иберии того времени, таких как Толедо, Гранада и Кордова. Это были центры торговли, дипломатии и власти.
Сельская местность Лас-Гобас дает возможность заглянуть в жизнь вдали от городских центров, в одно из самобытных пещерных сообществ, известных с того периода. Расположенный в провинции Бургос, на севере Испании, недалеко от деревни Ланьо, в Лас-Гобасе есть кладбище, которое непрерывно использовалось с седьмого по одиннадцатый век. Первоначально оно было связано с церковью, также построенной в пещерном комплексе. К десятому веку жители переехали в более типичную сельскую деревню, хотя пещерная церковь и кладбище оставались в использовании до одиннадцатого века.
Захоронения, раскопанные на месте раскопок Лас-Гобас. GPAC, Андерс Гётерстрём и Рикардо Родригес Варела
Археологические раскопки на кладбище обнаружили останки 41 человека. Эти останки подвергли генетическому анализу, и 33 из них дали достаточно ДНК для идентификации пола (22 мужчины и 11 женщин). Из 28 останков изъяли достаточно ДНК для дальнейшего исследования с использованием различных генетических методов.
Подавляющее большинство жителей имели местные иберийские корни, а североафриканцы внесли лишь незначительный вклад, несмотря на их близость к северной окраине Аль-Андалуса. Это согласуется с историческими записями, указывающими на ограниченное генетическое влияние североафриканских популяций на севере Иберии в средние века. Тем не менее, некоторая миграция имела место, о чем свидетельствуют несколько человек с более высоким североафриканским происхождением после мусульманского завоевания.
Два скелета, датируемые ранней фазой поселения, демонстрировали признаки насилия, которые, вероятно, были результатом ударов мечом по голове. Эти два человека были генетически близкородственными. Удивительно, но один из них выжил после травмы, прорезавшей череп. Однако эти скелеты относятся к периоду до мусульманского завоевания, поэтому их травмы не были вызваны конфликтами вдоль границы Аль-Андалус.
Черепа из Лас-Гобаса со следами насилия. Лурдес Херрасти, Андерс Гётерстрём
В этот период наблюдался повышенный уровень инбридинга, примерно 61% выборки, где было достаточно геномных данных для анализа, показали признаки инбридинга (14 из 23). Это говорит о том, что население в это время практиковало эндогамию — браки только внутри общины.
Вместе с доказательствами инбридинга было обнаружено, что несколько самых ранних мужчин являются близкими родственниками, поскольку в их Y-хромосоме (пакете генетического материала, передаваемого от отца к сыновьям) наблюдаются лишь относительно небольшие вариации. Это говорит о том, что это место могло быть заселено в седьмом веке нашей эры небольшой патрилокальной (когда пары селятся в доме или общине мужа) группой, которая могла иметь опыт ведения войны.
На ранней стадии поселения Лас-Гобас также было выявлено несколько случаев бактерии Erysipelothrix rhusiopathiae, вызывающей кожное заболевание у людей. Что еще интереснее, бактерия часто возникает у домашних животных. Бактерия также присутствовала на поздней стадии поселения, но с меньшей частотой.
Пещера Лас-Гобас в Испании была местом обитания средневековой общины. Андерс Гётерстрём и Рикардо Родригес Варела
Наличие этой бактерии, вызывающей оспу, обычно встречающейся у свиней, говорит о том, что содержание этих животных было неотъемлемой частью образа жизни сообщества. Кроме того, один из людей, инфицированных E. rhusiopathiae, также был носителем Yersinia enterocolitica, бактерии, которая, как известно, заражает людей через плохое мясо или плохую воду.
Эндогамия оставалась сильной чертой на протяжении всей истории популяции, даже когда сообщество перешло от пещерных жилищ к более типичному сельскому поселению в десятом веке. На этой более поздней фазе мы обнаружили ДНК вируса натуральной оспы, ответственного за оспу, у человека, жившего в десятом веке.
Некоторые исследователи предполагают, что оспа, с ее высоким уровнем смертности (30% без вакцинации), попала на Иберию в результате мусульманских завоеваний. Однако штамм оспы Лас-Гобас напоминал штаммы, обнаруженные в Скандинавии, России и Германии в тот же период. Поэтому, похоже, что по крайней мере один маршрут пандемии был с востока.
Возросшая мобильность, примером которой является растущая значимость северного города Сантьяго-де-Компостела для христианских паломников в девятом и десятом веках, возможно, даже способствовала распространению вируса. Во всех этих отношениях Лас-Гобас выделяется как уникальное место, охватывающее бурный период раннего средневековья в Иберии.
Анализ ДНК, извлеченной из скелетов, показал, что люди каменного века, похороненные на протяжении 800 лет в братской могиле во Франции, в основном принадлежали к одной мужской линии.
Исследователи утверждают, что результаты подчеркивают важность патрилинейности в социальной структуре этих 5000-летних сообществ.
На месте захоронения, расположенном в Авен-де-ла-Букль, известняковой пещере на юге Франции, были обнаружены останки примерно 75 человек, большинство из которых были взрослыми на момент смерти. Ученые проанализировали геномы 37 умерших и провели радиоуглеродное датирование их костей, разбросанных по всему месту захоронения, согласно исследованию, опубликованному 28 августа в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Исследователи обнаружили, что люди были захоронены там неоднократно между 3600 и 2800 годами до нашей эры, и что 76% были мужчинами. Большинство из этих мужчин принадлежали к одной отцовской линии, известной как G2, которая передается между мужчинами через Y-хромосому.
Это открытие позволяет предположить, что социальный статус мог передаваться по отцовской линии, и что наличие таких отношений приводило к тому, что мужчины чаще, чем женщины, оказывались захороненными на этом месте.
Массовое захоронение во Франции на протяжении столетий использовалось одной и той же группой людей каменного века. Анри Дюде
Учитывая, что все мужчины, вовлеченные в родственные отношения, несут одну и ту же гаплогруппу (G2), это позволило нам выдвинуть гипотезу о патрилинейной системе, принадлежность к определенной мужской линии, по-видимому, является преобладающим фактором для доступа к коллективной могиле. Но это не объясняет, почему там похоронены несколько женщин.
Возможно, только ограниченному числу женщин было разрешено или они сами захотели быть включенными в коллективное захоронение. Другая возможность заключается в том, что кости, принадлежащие женщинам, были преимущественно извлечены из полости после разложения и перемещены в другое место. Как это часто бывает в доисторических группах, женщины часто покидали свою родовую общину, чтобы жить со своим репродуктивным партнером в так называемой патрилокальной системе проживания. Некоторые особи женского пола предпочли бы вернуться, чтобы быть похороненными в своей родовой общине.
Однако неясно, почему эта неолитическая группа выбрала это место для захоронения своих мертвецов на столь долгий срок. Возможно, что это место имело для них важное значение.
Это место представляло собой нечто важное для сообщества в связи с его местоположением, его характеристиками или даже, может быть, конкретными людьми, которые были там похоронены. Может быть тысяча различных причин для этого выбора, и крайне маловероятно, что археология когда-либо сможет разделить эти причины.
Помимо останков скелета, исследователи обнаружили в полости множество артефактов, в том числе керамику и предметы, изготовленные из костей животных, которые, возможно, использовались для закрепления саванов или одежды.