В прибрежной пустыне к северу от Лимы, Перу, археологи обнаружили останки скелетов 227 детей, по-видимому, убитых и похороненных сотни лет назад в ходе масштабного ритуального жертвоприношения. По словам исследователей, которые раскапывали это место более года, эта находка представляет собой крупнейшее детское захоронение на Земле, и тела, обнаруженные до сих пор, могут быть лишь кончиком пресловутого лезвия. «Где бы вы ни копали, везде найдется еще один», — сказал главный археолог объекта.
В 2019 году были найдены, по меньшей мере, 227 убитых детей на крупнейшем в мире месте детских жертвоприношений в Перу. В прибрежной пустыне к северу от Лимы, Перу, археологи обнаружили останки скелетов 227 детей, по-видимому, убитых и похороненных сотни лет назад в ходе масштабного ритуального жертвоприношения. По словам исследователей, которые раскапывали это место более года, эта находка представляет собой крупнейшее детское захоронение на Земле, и тела, обнаруженные до сих пор, могут быть лишь кончиком пресловутого лезвия.
«Где бы вы ни копали, везде найдётся ещё один», — заявил 28 августа 2019 года новостному сайту AFP главный археолог объекта Ферен Кастильо .
Тела детей, захороненные, вероятно, 600–800 лет назад, были найдены лицом к морю в современном городе Уанчако, Перу, который когда-то был портом, излюбленным доколумбовой культурой чиму — обществом, возникшим около 900 года и проживавшим вдоль северного побережья Перу, пока не было завоевано империей инков около 1475 года.
В том, что археологи называют крупнейшим местом захоронения детских жертвоприношений в мире, по меньшей мере 227 мальчиков и девочек (в возрасте от 4 до 14 лет) были найдены в братской могиле в Перу. Их останки были захоронены примерно 600-800 лет назад. Ernesto Arias/EPA-EFE/Shutterstock
По словам Кастильо, это место напоминает близлежащие захоронения, где большие группы детей, по-видимому, гнали к побережью, по одному наносили им удары ножом в грудь и хоронили в общей могиле. Археологи говорят, что детям в Уанчако было от 4 до 14 лет, когда они умерли, и на некоторых телах все еще были видны следы кожи и волос.
Учитывая местоположение места и доказательства того, что тела были захоронены в сырую погоду, Кастильо сказал, что, скорее всего, дети были убиты в качестве подношения богам, которые контролировали явление Эль-Ниньо — полугодовой климатический цикл, который может приводить к катастрофическим штормам и ураганам в Южной Америке.
Подобное жертвоприношение, мотивированное погодой, могло произойти на близлежащем месте захоронения Чиму в Уанчакито, где в 2018 году были обнаружены останки 140 детей. Эти дети, которым на момент смерти было от 5 до 14 лет, были найдены с разрезанными грудными клетками, а в некоторых случаях с удаленными сердцами. Исследователи обнаружили неподалёку останки 200 убитых лам. В то время это место считалось крупнейшим детским захоронением в мире.
В 2021 году в Перу были еще обнаружены древние жертвоприношения детей. Они представляют собой первые свидетельства ритуальных подношений Уари, обнаруженные в регионе Ламбаеке. Археологи обнаружили 29 человеческих тел, захороненных примерно 1000 лет назад в Уака Санта Роса де Пукала, археологическом памятнике в регионе Ламбаеке на северо-западе Перу. Четыре скелета — принадлежащие двум детям, подростку и одному взрослому — относятся к культуре Уари. Эти четыре скелета представляют собой первые известные в регионе примеры человеческих приношений от цивилизации Уари, сообщил Эдгар Бракамонте Левано, директор раскопок и исследователь-археолог из музея Королевских гробниц Сипана, в электронном письме Live Science.
Помимо человеческих останков, в ходе раскопок были обнаружены скелеты восьми морских свинок, а также нескольких альпак и лам, все из которых, вероятно, были принесены в жертву. Также были обнаружены горшки, бутылки и нож с лезвием в форме полумесяца.
Вид сверху на место раскопок. Эдгар Бракамонте Левано
Бракамонте Левано распознал гробницы как Уари, поскольку они были окружены тремя характерными D-образными ограждениями, типичными для религиозных пространств этой культуры. Человеческие приношения могли быть «частью возможного ритуала, проводимого во время начала строительства этих религиозных пространств в стиле Уари», – сказал он.
В дополнение к четырем человеческим жертвоприношениям археологическая группа обнаружила пятого человека, который подвергся вторичному захоронению. «То есть он был похоронен в другом месте, а затем перезахоронен внутри D-образного ограждения», — сказал Бракамонте Левано.
Цивилизация Уари процветала вдоль гор и побережий современного Перу примерно с 500 по 1000 год нашей эры. Народ Уари был известен своими тонкими тканями и резной керамикой, а также своими дорогами и террасным земледелием, согласно Всемирной исторической энциклопедии. Эти дороги позже были включены в части Империи инков. Хотя точная структура общества Уари остается открытой для обсуждения, археологи нашли доказательства, указывающие на то, что религия была тесно переплетена с политикой и что женщины были включены в высшие уровни управления.
Человеческий скелет обнаружен в Уака-Санта-Роза-де-Пукала. Эдгар Бракамонте Левано
Остальные 25 скелетов, найденных захороненными — хотя и не принесенными в жертву — на этом месте, принадлежали к культуре Мочика, или Моче. Эта цивилизация процветала на территории, которая сейчас называется Ламбаеке, примерно с 100 по 700 гг. н. э. и позже была вытеснена Уари. В отличие от искусства Уари, которое тяготеет к абстрактным формам и узорам, искусство Моче славится своим более буквальным, натуралистичным стилем. Это делает артефакты двух культур легко различимыми, сказал Бракамонте Левано.
Среди наиболее значимых открытий моче за последние годы — мумия леди Као, татуированная дворянка, чья судебно-медицинская реконструкция стала темой документального фильма National Geographic 2017 года. Лорд Сипан, еще одна известная мумия моче, обнаруженная в 1987 году, находится в Музее королевских гробниц Сипана под бдительным оком Бракамонте Левано.
В 2022 году 76 детей, принесенных в жертву, с вырванными сердцами найдены при раскопках в Перу. Вероятно, их будет найдено гораздо больше. Археологи утверждают, что в Перу были обнаружены останки десятков детей, принесенных в жертву, и, вероятно, их еще много, и их еще предстоит найти.
По словам Габриэля Прието, доцента кафедры антропологии в Университете Флориды, который руководит раскопками в Пампа-ла-Крус, месте недалеко от Уанчако, где были найдены останки, скелеты свидетельствуют о том, что у детей были извлечены сердца.
По словам Прието, у всех 76 скелетов был «чистый поперечный разрез через грудину», что позволяет предположить, что «они, возможно, вскрыли грудную клетку, а затем, возможно, извлекли сердце».
Вероятно, в этом районе можно обнаружить еще множество детских жертвоприношений. Археологическая программа Уанчако
«Они были похоронены в вытянутом положении, ногами на восток», — рассказал Прието Live Science в электронном письме. «Они были похоронены на вершине искусственного кургана». Неясно, почему жертвоприношения были расположены в этом положении и в этом месте. «Мы думали, что эта область, и в частности курган, были свободны от детских жертвоприношений Чиму, но мы обнаружили обратное», — сказал Прието.
Раскопки в Пампа-ла-Крус ведутся уже несколько лет. На данный момент на этом месте найдено 323 детских жертвенных тела, а еще 137 детских и трое взрослых жертвенных тел были найдены на соседнем участке под названием Лас-Льямас. Эти останки также показывают, что детские сердца были извлечены.
Детей, принесенных в жертву, хоронили на вершине этого искусственного кургана, который можно увидеть здесь. Археологическая программа Уанчако
На основе археологических находок, найденных до сих пор, вероятно, есть еще много детских жертвоприношений, которые ждут своего открытия около Уанчако, сказал Прието. «Это может быть более 1000 жертв, как бы безумно это ни звучало», – сказал он.
Радиоуглеродное датирование необходимо провести для 76 недавно обнаруженных скелетов, но ранее найденные жертвы в Пампа-ла-Крус датируются периодом между 1100 и 1200 годами нашей эры, сказал Прието. Примерно в это же время в этом районе процветал народ чиму, известный своими тонкими изделиями из металла и городом Чан-Чан.
Прието отметил, что непонятно, почему чиму занимались жертвоприношениями детей в этом районе в таких масштабах, однако чиму также построили искусственную ирригационную систему и новые сельскохозяйственные поля поблизости, и некоторые из жертвоприношений могли быть совершены для «освящения» этой сельскохозяйственной системы.
Недавно в ходе продолжающихся раскопок недалеко от Уанчако, Перу, были обнаружены семьдесят шесть детских жертвоприношений. Археологическая программа Уанчако
Люди, которые жили в Уанчако в первом тысячелетии нашей эры, также практиковали человеческие жертвоприношения в этом районе, сказал Ричард Саттер, профессор антропологии в Университете Пердью Форт-Уэйн, который является частью команды, работающей в Уанчако. Это означает, что Чиму, возможно, продолжали давнюю практику в этом районе, сказал Саттер в электронном письме.
В то время в Перу не было письменности, и поэтому нет никаких письменных записей, подробно описывающих смерть детей. Проблемы с климатом или изменениями окружающей среды, которые могли нарушить сельское хозяйство в этом районе, могли сыграть свою роль в жертвоприношении.
Группа запрашивает разрешение Министерства культуры Перу на транспортировку некоторых образцов за границу, чтобы можно было провести их тестирование и определить более точные даты.
В 2024 году было найдено еще 76 детских жертв, все с разрезанными грудными клетками в Перу. Анализ предыдущих жертвоприношений на том же месте позволяет предположить, что жертвами были покоренные люди, привезенные для работы на земле.
В Перу найден 700-летний курган с останками 76 принесенных в жертву детей и двух взрослых, у всех из которых были вскрыты грудные клетки. Могильный курган является последним из многочисленных мест жертвоприношений, найденных в Пампа-ла-Крус, недалеко от прибрежного города Трухильо на северо-западе Перу. Все эти места связаны с Чиму, крупной цивилизацией, которая процветала в регионе с XII по XV века. Чиму существовали раньше инков и известны своими произведениями искусства и текстилем.
Дети были похоронены голыми, с одеждой рядом с ними. Их грудные клетки были разрезаны от ключицы до грудины, а ребра были вскрыты силой, потенциально для того, чтобы получить доступ к сердцу, предполагали предыдущие исследования других курганов в Пампа-ла-Крус; они включали открытие в 2022 году 76 жертв детских жертвоприношений .
Внутри кургана, размеры которого составляют 197 на 66 футов (60 на 20 метров), исследователи также обнаружили серебряные и медные квадраты, которые, возможно, были пришиты к детской одежде, а также ушные украшения и раковины спондилюса.
Раковины Spondylus были «ценнее золота для этих людей», — сказал Габриэль Прието, доцент кафедры антропологии в Университете Флориды, который руководит раскопками в Пампа-ла-Крус. Их можно было найти только севернее — в то время на территории Ламбаеке, цивилизации искусных металлистов.
Раковины спондилюса были ценны для чиму. Габриэль Прието, Археологическая программа Уанчако
Наличие ракушек было лишь первым намеком на связь этого кургана с Ламбаеке. Основываясь на дальнейшем анализе других 76 жертв, найденных в 2022 году на том же месте, исследователи определили, что у всех жертв были черепные модификации, при которых податливый череп младенца удлинялся с помощью досок или головных повязок. Эту практику применяли Чиму, но в менее экстремальной степени модификации. Более высокая интенсивность черепных модификаций предполагает, что жертвы могли быть по происхождению Ламбаеке.
Сочетание черепной модификации и раковин побудило исследователей глубже изучить происхождение жертв. Команда исследовала изотопы или вариации элементов в останках людей. Изотопы в воде и рационе этих детей оказались в их останках, что дало подсказки о том, где росли жертвы жертвоприношений. Основываясь на новом изотопном анализе жертв, найденных в 2022 году, исследователи обнаружили, что рацион этих людей соответствовал региону Ламбаеке.
Дети и их семьи могли быть завоеваны чиму и доставлены на место в Пампа-ла-Крус для строительства ирригационных систем, предположил Прието. Чиму расширяли свое сельское хозяйство в районах, где естественным образом не росли хорошие урожаи, и им нужны были сложные ирригационные системы для выращивания продуктов питания в районе Пампа-ла-Крус, по словам Прието. После того, как эти ирригационные каналы были завершены, детей, вероятно, приносили в жертву, чтобы укрепить землю.
Место жертвоприношения 76 детей и двух женщин — последняя находка в Пампа-ла-Крус, археологическом памятнике в Перу. Габриэль Прието, археологическая программа Уанчако
«Захоронение детей в этом кургане, возможно, было подношением для подзарядки полей», — сказал Прието. «В андской космологии умершие люди становятся предками, а предки узаконивают права на землю, оправдывают и поддерживают системы, которые позволяют земле давать урожай».
По словам Прието, тот факт, что эти дети, скорее всего, не были потомками чиму, мог бы придать дополнительную ценность землям.
Это первые раскопки на этом месте, в ходе которых были обнаружены свидетельства жертвоприношений неместных жителей. Однако «это не только местные города, которые приносят в жертву своих детей», — сказал Джон Верано, биологический антрополог из Тулейнского университета и член группы раскопок, в интервью Live Science. «Похоже, что это контролируется центральным правительством» Чиму.
Исследователи будут изучать эту теорию, расширяя свои раскопки в Чан-Чане, столице цивилизации Чиму. Исследования в Пампа-ла-Крус также продолжатся. «Это открывает много-много окон для изучения Чиму, которые выходят за рамки простой идеи их ритуального жертвоприношения», — сказал Прието.