Готовность к школе – это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе – это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе. Прежде всего, готовность к школе включает в себя 3 больших блока, это – знания, общая информированность ребенка 6-7 лет, поступающего в школу, психологическая готовность к школе, уровень физического здоровья.
При поступлении в школу ребенок должен обладать следующими знаниями, умениями и представлениями.
Развитие речи:
– уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;
– уметь выделят несколько признаков предметов, действий предмета или действий с предметом;
– составлять предложения из 3-4 предложенных слов;
– образовывать новые словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т.д.);
– уметь давать краткое описание предметам и явлениям (лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);
– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений ( в том числе по картинкам и из личного опыта);
– пересказывать небольшие рассказы;
– знать и выразительно исполнять стихотворения;
– правильно употреблять слова в речи;
– использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т.д.);
– отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения.
– уметь продолжить предложение или фразу по смыслу.
Грамота, чтение:
– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
– уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;
– определять количество слогов в словах;
– уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
– определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
– уметь ставить ударение в словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог;
– знать согласные и гласные звуки;
– знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкиетвердые, глухие звонкие);
– уметь анализировать звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный, ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твердый, глухой-звонкий – и помечать их при помощи фишек красного, зеленого и синего цветов; уметь определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ъ и ь знаков);
– знать, что согласные бывают парные и непарные; всегда твердые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие согласные : й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных;
– уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;
– знать, как произносятся интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения; соответственно, знать знаки препинания;
– уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
Математика:
– уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
– уметь находить соседей чисел в пределах 10-20;
– выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
– знать понятия «больше-меньше-поровну»;
– уметь делать равными неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп;
– знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
– уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
– уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
– уметь писать печатными цифрами;
– уметь соотносить графический образ цифры с количеством предметов;
– знать и уметь пользоваться знаками «+, – , =», «<,>»;
– уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
– понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).
Желательно:
– уметь считать до 100 единицами и десятками;
– понимать, из каких чисел образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в пределах 100;
– уметь сравнивать множества, отличать множество и его части;
– уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).
Окружающий мир:
– знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
– знать название нашей планеты;
– знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
– называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;
– знать в последовательности времена года и месяцы;
– отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоемов;
– уметь правильно называть животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака-щенок и т.д.);
– знать и отличать перелетных птиц от зимующих;
– отличать садовые деревья от полевых;
– отличать деревья от кустарников;
– отличать садовые деревья от полевых;
– отличать деревья от кустарников;
– называть разные явления природы;
– уметь определять время по часам;
– уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарем;
– знать виды транспорта.
Навыки владения рукой и письмом:
– правильно держать ручку и карандаш в руке;
– проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
– обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
– уметь рисовать по клеточкам и точкам;
– уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
– копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
– уметь продолжить штриховку рисунка;
– уметь писать печатные буквы и цифры
– уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
Общие представления:
– знать свои ФИО, и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
– знать свой точный адрес;
– знать свою дату рождения, в какое время года родился;
– уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
– знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.;
– уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.);
– знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы» и т.д.);
– знать основные правила дорожного движения.
Представления о школе:
– знать когда ребенок пойдет в школу ( в какое время года и дату);
– знать, для чего ребенку нужно идти в школу, чем занимаются в школе;
– знать, сколько ребенку будет лет на момент поступления в школу;
– знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;
– знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;
– знать правила поведения в школе.
Психологическая готовность к школе.
Л.А. Венгер, советский психолог, доктор психологических наук сказал однажды: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать и писать. Быть готовым к школе, значит быть готовым всему этому научиться». В каком-то смысле психологическая готовность к школе это и есть умение учиться.
Познавательная готовность:
– общая интеллектуальная готовность, развитые память (описывать по памяти картинку, запоминать 8-10 простых картинок из 10, 8-10 слов из 10, запомнить предложение из 5 слов и повторить его), восприятие (воспринимать и замечать предметы полностью и его части, детали), внимание (концентрировать внимание на задании не менее 15 минут, находить 10 отличий на картинках, копировать в точности узор или движение), мышление, логика (находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия и сходства между предметами, находить лишний предмет и классифицировать по общему признаку, уметь сравнивать предметы, находить закономерности. Сложить из конструктора фигуру по образцу, складывать пазлы самостоятельно, проводить аналогии, восстанавливать последовательность событий), речь (смотрите информацию выше), воображение;
– развитый фонематический слух (необходим для того, чтобы ребенок в школе писал грамотно, без ошибок, не пропускал буквы в словах);
– развитая крупная и мелкая моторика, общее психомоторное развитие ребенка.
Личностная готовность:
– мотивация (сформированный познавательный интерес к учебе);
– самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу).
– эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей);
– внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идет учиться, а не играть).
Волевая готовность:
– произвольность поведения, саморегуляция (ребенок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе – интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться);
– произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
– целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность.
Коммуникативный компонент готовности к школе:
– умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
– умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);
– умение слушать собеседника;
– умение выражать свои мысли и свою точку зрения. Если психологически ребенок не готов к школе, то шансы на успешное и легкое обучение значительно снижаются.
Занятия по подготовке к школе необходимы, если:
– ребенок не ходил в детский сад;
– Вы замечаете и у Вас есть предположения, что у ребенка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удается уделить внимание каждому ребенку);
– ваш ребенок прошел диагностику готовности к школе и выяснялось, что ребенку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе;
– ваш ребенок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.);
– у ребенка недостаточно развитая речь;
– у ребенка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);
– у ребенка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);
– ребенок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),
– ребенок перенес травмы или операции на головном мозге,
– имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.