Дидактическая игра — это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Целью дидактической игры является стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность.
Интерес к дидактическим играм в очередной раз появился в 1980 годы ХХ века, когда началась очередная школьная реформа, возникла педагогика сотрудничества, а в школу стали поступать персональные компьютеры. В настоящее время в арсенале учителей имеется большое многообразие методических разработок дидактических игр по всем школьным предметам. В учебные программы начальной школы в настоящее время включен достаточно большой перечень дидактических игр различного характера, которые учитель может использовать на уроке.
Имеются и разнообразные компьютерные игры обучающего и развивающего характера. Как в своё время отмечал К. Д. Ушинский, игра для ребенка — это сама жизнь, сама действительность, которую ребёнок сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая действительность. Она готовит его и к последующему труду и к учению. Игра всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит не в её результатах, а в самом процессе. Детей в игре привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т. п. Игра способствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности дидактических игр необходимо учитывать при их использовании, особенно в младших классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным моментом применения дидактической игры является то, что игра на уроке возможна лишь при условии заинтересованности в ней учеников и учителя, ибо формально в игру играть нельзя.
Интересный опыт применения дидактических развивающих игр накоплен известными педагогами-новаторами супругами Л.А. и Б.Н. Никитиными. Они считают, что именно развивающие игры должны быть основными в арсенале игр любого ребенка. Обычные игры и игрушки быстро надоедают детям потому, что быстро пропадает элемент новизны и игрушка «исчерпывает» себя. Нужны такие игры, которые давали бы пищу для ума, при этом достаточно сложную, причём сложность должна опережать развитие ребёнка и привлекать его не день-два, а год, два и дольше. Нужны игры нового типы – игры, моделирующие творческий процесс и создающие игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые обладают рядом особенностей.
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона, деталей конструктора и т.д.
2. Задачи даются в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п., что знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи располагают в порядке возрастания сложности по принципу: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных для 2-3- летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут быть интересными в течение многих лет.
5. Постепенное нарастание трудности в игре позволяет ребёнку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
6. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, не дорос, и надо подождать некоторое время.
8. Решение задачи предстает перед ребёнком не в абстрактной форме типа ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде осязаемых и видимых вещей. Это позволяет ему самому проверять точность выполнения задания.
9. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют самим составлять новые варианты, т. е. заниматься творчеством.
10. Развивающие игры дают каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
В развивающих играх объединены дидактический принцип «от простого к сложному» и самостоятельность ребёнка по его способностям, что позволяет подниматься до «потолка» своих возможностей.
Никитиными разработано большое количество различных развивающих игр – от самых простых типа «Сложи узор», до более сложных: «Таблица Пифагора», «Часы», «Термометр», «Узелки» и «Внимание – угадай-ка!». Например, игра «Термометр» позволяет маленьким детям, даже ещё не умеющим читать, приобрести навыки измерения температуры. Такой термометр сделан из деревянной линейки со шкалой, но вместо капиллярной трубки с жидкостью применяется окрашенная эластичная лента, которую можно передвигать вдоль шкалы. Дети берут такой термометр, подходят к тому месту, где висит настоящий термометр и устанавливают на своём «термометре» такие же показания, а потом со взрослыми обсуждают какая сегодня температура на улице или в комнате.
Развивающие игры — это игры творческие. Они должны приносить радость и ребёнку и взрослому: радость от успеха, радость от познания, радость от движения вперед.