Методика обучения математике в начальных классах является одной из частных дидактик. А дидактика определяется как теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы обучения. Она изучает процесс обучения на теоретическом уровне. Частные дидактики, или методики преподавания различных предметов изучают особенности преподавания конкретных предметов.
Методика обучения математике отвечает на три вопроса:
1) «Зачем учить?», т.е. с какой целью обучать детей математике?
2) «Чему учить?», т.е. каким должно быть содержание обучения математике исходя из поставленных целей.
3) «Как учит?», т.е. как организовать процесс обучения, в какой последовательности, у каких формах и какими методами и т.д.
Объектом исследования методики обучения математики является процесс обучения математике в четырех основных компонентах: цель, содержание обучения, деятельность учителя (научение) и учеников (учение). Эти компоненты находятся во взаимосвязи и образуют систему.
Предметом исследования являются закономерности обучения математике и взаимосвязи между компонентами процесса обучения. Среди методов педагогических исследований можно отметить:
– педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование,
– изучение и обобщение педагогического опыта, компьютерное моделирование процесса обучения.
Из современных проблем методики математики можно выделить следующие: переход на новые образовательные стандарты, компьютеризация обучения, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Хотя система развивающего обучения была создана Л.В. Занковым несколько десятилетий тому назад, актуальным остается её применение для обучения и развития детей в современных условиях.