Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Эта подготовка состоит из двух этапов — планирование системы уроков по теме и планирования каждого конкретного урока.
Планирование системы уроков по теме, или тематическое планирование, должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта. Это позволит увидеть структуру предмета, место темы и предстоящего урока. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.
При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока. Затем необходимо подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока.
При использовании технических средств, например, компьютеров и электронной доски, следует проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстрируемого с ученических мест в классе. При показе моделей и демонстраций следует их заранее подготовить, добиться достаточной видимости для всех учащихся, для чего следует использовать подставки, дополнительное освещение, указатели, фоновые и затеняющие экраны и т. п.
Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта или поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развёрнутой, которая наиболее приемлема для них.
План для учителя – это опора, это руководство к действию. Он не должен сковывать учителя – при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План должен быть составлен так, чтобы по возможности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным так, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться.
План-конспект должен иметь следующую примерную структуру.
1. Название темы урока, его номер, дата проведения, тип урока.
2. Цель урока — обучающая, развивающая, воспитательная; задачи урока.
3.Оснащение урока средствами наглядности, ТСО, оборудованием.
4. Структура урока по этапам с указанием распределения времени.
5. Содержание учебного материала в принятой последовательности, с указанием применяемых методов обучения и методов учения школьников.
7. Домашнее задание.
8. Список использованных источников.
Отдельно следует продумать и даже набросать вариант распределения записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выделить в план-конспекте красным карандашом.
Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока — лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Кроме того, в этом случае будет исключена часто встречающаяся ситуация, когда домашнее задание дается под самый «занавес» урока, когда ученики, как говорится, «сидят на чемоданах», а то и после звонка. Дать домашнее задание во время звонка — это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в начале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика – ещё не изучили новый материал, а уже дают по нему на дом задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. По времени урока наиболее приемлемым является выдача домашнего задания примерно на 35-й минуте урока, когда наблюдается пик утомления младших школьников и следует сделать переключение в видах деятельности учеников.
Сама выдача домашнего задания должна быть сделана в развёрнутой форме, в виде инструктажа по выполнению работы дома. Если домашнее задание предполагает использование учебника, то необходимо показать какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить. На это не следует жалеть времени, особенно в первом классе, когда начинается важная работа по формированию у школьников навыка выполнения домашней работы. Также следует проверить запись домашнего задания в дневник.
Важным моментом при планировании урока является учет возможностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.
При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.
Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который помимо плана-конспекта вкладывается различный дидактический и дополнительный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации, компактдиски, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным и историческим материалом и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в конверте накапливается довольно много дидактического материала, который можно с успехом использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе
Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление учеников с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ её перспектив, нацеливание на будущие результаты. Для младших школьников это может быть задание на подготовку и сбор подручных материалов, счётных палочек, проволоки и т.п., которые в затем будут использоваться на уроке и при выполнении домашних заданий.
В план-конспект следует включать перечень вопросов для контроля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. В качестве примера ниже приводится вариант краткого планаконспекта урока математики в 1 классе.
Урок математики. 1 класс. Школа № …
Тема: Порядок выполнения действий в выражениях (первый урок по
теме).
Цель: Усвоение детьми правил порядка выполнения действий в выражениях и формирование у них умения выполнять эти правила.
1. Актуализация знаний, умений и навыков в процессе проверки домашнего задания. (Приводятся примеры и вопросы для фронтальной беседы и предполагаемые ответы учащихся.)
2. Усвоение правил порядка выполнения действий. (Приводятся вопросы учителя, с которыми он обращается к детям и их примерные ответы, поясняется, как они выполняют задания, предложенные учителем — фронтально, индивидуально, в процессе групповой работы, на доске, в тетрадях, на фланелеграфе.)
3. Закрепление правил. (Описывается работа с упражнениями, которые учитель предлагает детям.)
4. Решение задач. (Описывается работа над задачей.)
5. Итог урока. (Содержание фронтальной беседы, самостоятельная работа, её обсуждение, рекомендации по домашней работе.)
Для начинающего учителя можно привести рекомендации по проведению уроков.
1) Тщательно готовьтесь к каждому уроку.
2) Перед началом урока проверьте, все ли готово к работе.
3) Всегда начинайте урок с организованного приветствия учеников.
4) Обращайтесь к ученикам по имени – это располагает их к учителю, потому что для человека звук своего имени всегда приятен.
5) Не начинайте урок с вопроса: «Кто не выполнил домашнее задание?», чтобы не приучать учеников к мысли, что невыполнение домашнего задания есть обыденное дело.
6) Не стремитесь «втиснуть» в урок как можно больше информации. Помните педагогическую притчу: молодой учитель озабочен тем, чтобы не упустить что-либо в объяснении, а старый – не сказать чего-либо лишнего.
7) Лучшее средство поддержания дисциплины – это интересный и содержательный учебный материал и увлекательное объяснение учителя.
8) Чаще обращайтесь с вопросами, просьбами и поручениями к тем ученикам, которые склонны к нарушениям дисциплины и отвлечению на посторонние дела.
9) Выбирайте в классе себе такое место, откуда все ученики могут вас видеть, и вы можете всех видеть. Однако не стойте на одном месте, но и не расхаживайте по классу. Каждый ученик должны быть уверен, что вы в любой момент можете оказаться около него.
10) Не употребляйте бранных слов и не делайте длинных нравоучений, не иронизируйте и не допускай насмешек, старайтесь не делать лишних замечаний.
11) Не допускайте появления любимчиков, доносчиков, а также изгоев. Любите своих учеников, и они будут любить вас.
12) Старайтесь, чтобы на уроке был опрошен каждый ученик или к каждому вы хотя бы обратились по ходу урока.
13) Выставляемые отметки мотивируйте и комментируйте, указывайте ученику, что ему необходимо сделать, над чем ещё поработать, чтобы повысить свои оценки. Старайтесь отметить положительные сдвиги в учебе слабоуспевающих учеников, даже если они не столь значительны, однако не делайте это слишком часто.
14) Всегда заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.
15) Всегда заканчивайте урок со звонком.
16) Будьте оптимистом и повышайте своё мастерство. После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что – нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков, как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выражению В. Ф. Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним – всё, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанализировать свою работу с позиций приобретённого опыта, сделать выводы.
В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих вопросах.
1) Была ли достигнута цель урока?
2) Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмотренным при планировании?
3) Какие были допущены ошибки и просчёты, неудачные действия?
4) На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать?
Учителю можно также рекомендовать для анализа и самоанализа урока развернутую схему Т.А. Ильиной, которая с незначительными изменениями и сокращениями приведена ниже:
1) Общая структура урока. К какому типу относится данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены основные элементы урока и правильно ли определена дозировка времени?
2) Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме получили отражение на уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, внимание, познавательный интерес)? Имела ли место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т. д.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
3) Осуществление развития в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какаялибо информация для общего развития учащихся? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?
4) Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добросовестного отношения к труду, учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5) Соблюдение основных принципов дидактики. Соблюдались ли в ходе урока основные принципы дидактики: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность.
6) Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод ознакомления с новым материалом? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? В полной ли мере использовались средства наглядности? Достигли ли демонстрации поставленных целей? Достаточно ли разнообразными были методы и приёмы закрепления знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место постепенное нарастание степени самостоятельности при выполнении упражнений? Рационально ли были выбраны методы и средства контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос и письменный контроль? Была ли организована работа над ошибками? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?
7) Работа учителя на уроке. Всё ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом? Каково было соотношение организующей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимися при выполнении ими самостоятельной работы и др.)? Какие приёмы использовались для организации работы учащихся? Достиг ли учитель контакта с классом и с отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде учителя, его причёске излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?).
8) Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели её колебания? Какими были виды деятельности учащихся (речевая деятельность, слушание, записывание с доски и со слов учителя, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру учебного труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т. д.)? Какая дисциплина была на уроке? Какие приёмы поддержания дисциплины использовал учитель? Всё ли из них были адекватными? Достигли ли они цели? Если нет, то почему? Каково было отношение учащихся к предмету и учителю?
9) Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещённость классной комнаты? Как влияет на ход занятий окраска стен, панелей, учебных столов? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Рассажены ли учащиеся с учётом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? Каково место данного урока в недельном расписании и в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествовавшая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
10) Некоторые специальные задачи. В ряде случаев учителю необходимо проанализировать свой урок с точки зрения той научной проблемы, над которой работает школа или в связи с решением педсовета, методического объединения. Этими специальными задачами могут быть следующие:
– соблюдение единства требований к ведению ученических тетрадей;
– культура речи учащихся;
– обеспечение межпредметных связей;
– обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
Разумеется, учитель может проводить анализ урока лишь по некоторым его аспектам и использовать для этого другие схемы, но этот анализ ему особенно необходим в начале своей работы.