Проверка знаний выполняет в учебном процессе важную роль обратной связи. Это необходимый элемент работы учителя. В школе применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый.
Предварительный контроль применяют для определения исходного уровня обученности учащихся. На основе полученных результатов проводят адаптацию процесса обучения к особенностям данного контингента учащихся. В.А.Сухомлинский рекомендовал учителю, готовящемуся работать в первом классе, за 1,5-2 года до начала занятий начать собирать сведения о своих будущих питомцах, их здоровье, взаимоотношениях в семье, изучать мышление детей.
Учителю начальных классов очень важно установить исходное состояние познавательных возможностей каждого отдельного ученика, чтобы рационально организовать процесс обучения. Особенность современной школы состоит в том, что учебный процесс рассчитан на некоего усреднённого ученика, который в действительности не существует. Поэтому учитель, с одной стороны не использует все познавательные возможности части учеников, а с другой стороны строит процесс обучения на тех знаниях и умениях, которых нет у другой части его учеников. А это требует индивидуализации обучения. Трудность для учителя усугубляется тем, что уровень подготовки у поступающих в первый класс существенно разный. Получается так, что хорошо подготовленные дети быстро изучают материал урока и их учителю приходится искусственно тормозить, тем самым сдерживая их развитие. Поэтому учителю после проведения предварительного контроля приходится вести работу по доведению учащихся до необходимого уровня.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке, поэтому оперативен и разнообразен по методам и формам. Он состоит в наблюдениях за учебной деятельностью учеников, усвоением ими учебного материала, выполнением домашних заданий, формированием учебных умений и навыков. Такой контроль выполняет важную функцию обратной связи, поэтому он должен быть систематическим и носить пооперационный характер, т. е. следует контролировать выполнение каждым учеником всех важных операций. Это позволяет вовремя фиксировать допущенные ошибки и тут же исправлять их, не допуская закрепления неправильных действий. Если в этот период контролировать лишь конечный результат, то коррекция становится затруднительной, так как ошибка в конечном результате может быть вызвана разными причинами. Пооперационный контроль позволяет оперативно регулировать процесс обучения по наметившимся отклонениям и не допускать ошибочных результатов.
Вопрос о частоте текущего контроля является непростым, тем более, что он выполняет и другие функции кроме обратной связи. Если в ходе контроля учитель сообщает ученику его результаты, то контроль выполняет функцию подкрепления и мотивации. На начальном этапе формирования навыка действия контроль со стороны учителя необходимо проводить достаточно часто, а в последующем он постепенно заменяется самоконтролем в разных формах. Таким образом, в ходе обучения текущий контроль меняется как по частоте, так и по содержанию, а также по исполнителю.
Полученную в результате контроля информацию учитель должен использовать для того, чтобы определить рациональные методы и приёмы дальнейшей работы с учениками и постоянного управления их познавательной деятельностью.
По результатам текущего контроля учитель делает оценку учебной деятельности ученика и выставляет отметку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на учебную работу ученика. Если учитель решит, что отметка не произведёт нужного воздействия на ученика, то он может её не выставлять, а ограничиться оценочным суждением. При этом следует заявить ученику, что отметка не выставлена потому, что она ниже той, которую он обычно получал, а также указать на то, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку. При вынесении неудовлетворительной оценки учителю следует сначала выяснить причины плохого ответа и после этого решить – выставлять неудовлетворительную отметку или применить приём отсроченной оценки.
В начальной школе при осуществлении текущего контроля используются разнообразные специфические средства показа учениками и учителем ответов: цветные круги-сигналы, разноцветные сигнальные карточки, светофоры, линейки и т.п.
Периодический контроль (его ещё называют тематическим) проводят обычно после изучения важных тем и больших разделов программы, а также в конце учебной четверти. Кроме того, периодический контроль следует проводить при выявлении у обучаемых систематических ошибок и затруднений. В этом случае производится коррекция, даются необходимые пояснения, доработка умений и навыков учебной работы. Поэтому целью такого контроля является определение уровня овладения знаниями по определенной теме.
Организация такого контроля предполагает соблюдение следующих условий:
– предварительное ознакомление учащихся со сроками его проведения;
– ознакомление с содержанием контроля и формой его проведения;
– предоставление учащимся возможности пересдачи с целью повышения оценки. Форма проведения периодического контроля может быть разнообразной – письменная контрольная работа, диктант, изложение, тест, зачёт и др. Однако лучше всего использовать готовые тесты. Важным требованием проведения периодического контроля является своевременное доведение до сведения учащихся его результатов.
Наилучшим является объявление результатов сразу по окончании теста, когда у каждого ученика ещё есть большая потребность узнать, правильно ли он выполнил работу. Но это далеко не всегда возможно, однако обязательным условием должно быть сообщение о результатах на следующем занятии, на котором следует провести разбор допущенных ошибок, когда у учеников ещё не остыл эмоциональный накал. Только при этом условии контроль будет способствовать более прочному усвоению знаний и созданию положительной мотивации учения. Если же результаты контроля будут объявлены только через несколько дней, то эмоциональный накал у детей уже пройдет, а работа над ошибками не принесёт результатов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также при переводе на следующую ступень обучения. Он имеет цель установить уровень подготовки, который необходим для продолжения обучения. Проводится обычно в форме итоговой контрольной работы, теста, сочинения, экзамена. По его итогам определяется успешность обучения по данному предмету и готовность ученика к дальнейшей учебе.
Под методом контроля понимают способ действий учителя и учащихся для получения диагностической информации об эффективности процесса обучения. В практике работы школы термин «контроль» имеет своим содержание обычно проверку знаний учеников. Контролю же умений и навыков уделяется недостаточное внимание, а между тем для начальной школы именно умения и навыки должны более всего подвергаться контролю. Как отмечал В. А. Сухомлинский, целью обучения в начальной школе является научить ребёнка писать, считать и бегло читать, а это и есть навыки!
Чаще всего применяют следующие методы контроля:
Устный опрос является самым распространенным методом контроля и состоит в устных ответах учащихся по изученному материалу. Он необходим на большей части уроков, так как во многом носит обучающий характер. Опрос перед изложением нового материала определяет не только состояние знаний учеников по старому материалу, но и выявляет их готовность к восприятию нового. Он может проводиться в следующих формах: беседа, рассказ, объяснение опыта или схемы и т.п. Опрос может быть индивидуальным, фронтальным, комбинированным, уплотненным.
Устный опрос у доски является очень распространенным и может проводиться в различных формах. Интерес представляет вариант уплотненного опроса «тройкой», когда к доске вызываются три ученика, различающиеся успешностью в учебе — сильный, средний и слабый. Учитель задает один вопрос для всех трёх учеников, но отвечать на него начинает слабый ученик. После него отвечать продолжает средний ученик, который обычно исправляет и дополняет ответ слабого ученика. Затем наступает очередь сильного ученика, которому при хороших предыдущих ответах может случиться и нечего даже добавить. Далее учитель задает следующий вопрос и т. д. В другом варианте опроса «тройкой» к доске одновременно вызываются 3 любых ученика. На заданный вопрос отвечает первый из них, второй добавляет или исправляет ответ первого, затем их ответы комментирует третий.
Этим приёмом достигается не только экономия времени, но и состязательность. Такая форма опроса требует от учеников умения внимательно слушать ответы товарищей, анализировать их правильность и полноту, оперативно конструировать свой ответ, поэтому применяется она обычно в средних и старших классах.
Устный опрос на уроке является также не столько контролем знаний, сколько одной из разновидностей текущего повторения. Это хорошо понимают наиболее опытные учителя и уделяют ему необходимое время. Наблюдения за работой учителей показывают, что наибольшие затраты времени на устный опрос наблюдаются у самых неопытных и у самых опытных учителей.
У молодых учителей опрос затягивается из-за недостатка опыта его рациональной организации. Опытные учителя разделяют опрос на две фазы: весь класс слушает ответы только хороших учеников, а когда отвечают слабые учащиеся, то остальные ученики заняты письменной работой. Такой приём позволяет учителю опрашивать всех учеников – и
сильных и слабых, уделяя слабым ученикам достаточное время и в тоже время не снижая активную работу сильных.
Требования к проведению устного опроса:
1) опрос должен привлечь внимание всего класса;
2) характер задаваемых вопросов должен быть интересен всему классу;
3) нельзя ограничиваться только формальными вопросами типа: «Что называется…?»;
4) вопросы желательно располагать в логической последовательности;
5) использовать различные опоры – наглядность, план, структурнологические схемы и др.;
6) ответы учеников необходимо рационально организовать по времени, не затягивая опрос;
7) учитывать индивидуальные особенности учеников: заикание,дефекты речи, темперамент и т. п.;
8) учителю следует внимательно выслушивать ответ ученика, поддерживая его уверенность жестом, мимикой, словом;
9) ответ ученика комментируется учителем или учениками после его завершения; прерывать его следует только в случае уклонения ученика в сторону.
Письменный опрос в начальных классах применяется редко – он постепенно вводится со 2-го класса и в старших классах становится ведущим. Достоинством его является большая объективность по сравнению с устным опросом, большая самостоятельность учеников, больший охват учащихся. Обычно он проводится в форме кратковременной самостоятельной работы.
Распространенной формой письменного контроля является математический диктант (не следует путать с обучающим диктантом, применяемым в начальных классах). Специфической особенностью его является строго ограниченное достаточно малое время на его выполнение. В начальной школе диктант проводится кратковременно, что является его достоинством. К недостаткам диктанта относится возможность проверки только знаний учеников в ограниченной области.
Контрольная работа проводится обычно после изучения важных тем и разделов программы. Она является эффективным методом контроля. О проведении контрольной работы учащиеся оповещаются заранее и с ними проводится подготовительная работа, содержанием которой является выполнение типовых заданий и упражнений, проведение кратковременных подготовительных самостоятельных работ. Для предупреждения списывания применяют задания по вариантам, обычно не менее 4-х, или выдают индивидуальные задания.
Проверка домашнего задания при обучении в начальной школе является ведущим методом контроля, который позволяет ежедневно проверять усвоение учебного материала, выявлять пробелы, корректировать учебную работу на последующих занятиях. Такая проверка обычно проводится в форме проверки тетрадей, что для учителя начальных классов является достаточно трудоёмкой работой. Менее трудоёмкой является выборочная беглая проверка тетрадей в ходе урока. Применяется и взаимопроверка домашних работ, однако к такой форме проверки детей надо постепенно готовить.
Тестовый контроль в широкое употребление пришёл в наши школы совсем недавно. Впервые тесты в обучении начали применять в конце ХIХ века в Англии, а затем в США. Вначале они применялись в основном для определения некоторых психо-физиологических характеристик учащихся – скорости реакции на звук, объёма памяти и др. В 1911 г. появился первый тест для определения коэффициента интеллектуального развития человека, который разработал немецкий психолог В. Штерн. Собственно педагогические тесты стали использоваться в начале ХХ века и быстро стали популярны во многих странах. Например, в США ежегодно для тестирования школьников используется 47 млн. тестовых бланков. В России в 1920 годы был выпущен сборник тестовых заданий для использование в школах. Однако постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в 1936 г. они были объявлены вредными и запрещены. Лишь в 1970 годы опять началось постепенное применение тестов успеваемости по отдельным предметам. Сейчас применение тестов в обучении в нашей стране переживает своё второе рождение. Создан Центр тестирования Минобразования России, который ведёт эксперимент по проведению централизованного тестирования школьников и абитуриентов вузов. ГИА и ЕГЭ также проводится с использованием тестов.
Тест представляет собой набор определённых заданий и вопросов, предназначенных для выявления уровня усвоения учебного материала, а также эталона ответов. Такие тесты часто называют тестами обученности или тестами достижений. Они направлены на определение того уровня, которого достиг школьник в процессе обучения. Существуют тесты для определения не только знаний, но и умений и навыков, есть тесты для определения уровня интеллекта, психического развития, отдельных качеств личности и др.
Обычно тесты используются в средних и старших классах. В начальной школе применение тестов ограничено ввиду недостаточного знакомства с ними учителей и малого опыта их использования. Тем не менее, для младших классов разработаны комплекты тестов по всем предметам. Достаточно широко применяются тесты элементарных умений: скорости чтения, письма, арифметических действий, устного счета. Успешно используются и компьютерные тесты, однако относиться к ним надо достаточно осторожно.
Кроме педагогических, имеются тесты психологические, например, тесты для определения объёма памяти, внимания, темперамента и др.
Достоинством тестов является их высокая объективность, возможность количественно измерить уровень обученности, экономия времени преподавателя, возможность применения математической обработки результатов и использования компьютеров и др.
В школе обычно используют тесты с выбором ответа на вопрос (избирательный тест) из предлагаемых вариантов, которых обычно бывает от 3-х до 5-ти. Недостаток таких тестов – это достаточно большая вероятность угадывания правильного ответа. Применяются и тесты, где требуется заполнить промежуток в тексте (тест- подстановка) путем подстановки пропущенного слова, числа, формулы, знака или установить соответствие между несколькими высказываниями (тест на соответствие). Однако тесты на соответствие для младших школьников следует использовать с осторожностью из-за сложности их восприятия.
При обработке результатов тестирования обычно каждому ответу присваивается определённый балл, а затем сравнивают полученную сумму баллов за все ответы с некоторым принятым нормативом. Более точная и объективная оценка результатов тестирования состоит в сравнении полученной суммы баллов с заранее определённым критерием, который учитывает необходимый круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Затем на основе принятой шкалы проводят перевод набранной суммы баллов в отметку.
Современная дидактика рассматривает тест как измерительный прибор, инструмент, который позволяет выявить факт усвоения учебного материала. Сравнивая выполненное задание с эталоном, можно по числу верных ответов определить коэффициент усвоения учебного материала, поэтому к тестам предъявляют достаточно строгие требования:
– они должны быть достаточно краткими;
– быть однозначными и не допускать произвольного толкования содержания;
– не требовать больших затрат времени на выполнение;
– позволять получать количественную оценку результатов их выполнения;
– быть пригодными для математической обработки результатов; быть стандартными, валидными и надёжными.
Применяемые в школе тесты должны быть стандартными, т. е. предназначенными для всех школьников и прошедшими проверку на валидность и надёжность. Под валидностью теста понимается то, что данный тест обнаруживает и измеряет именно те знания, умения и навыки, которые хотел обнаружить и измерить автор теста. Под надёжностью теста
понимается то, что данный тест при неоднократном применении показывает одинаковые результаты в сходных условиях. О степени трудности теста судят по соотношению правильных и неправильных ответов на вопросы. Если на тест учащиеся дают более 75 % правильных ответов, то такой тест считается лёгким. Если на большинство вопросов теста все обучаемые отвечают правильно или, наоборот, неправильно, то такой тест практически непригоден для контроля. Дидакты считают, что наибольшую ценность имеют такие тестовые задания, на которые правильно отвечают 50-80 % учащихся.
Разработка хорошего теста требует больших затрат труда и времени высококвалифицированных специалистов – методистов, преподавателей, психологов, а также экспериментальной проверки на достаточно большом контингенте учащихся. Тем не менее, применение тестов будет расширяться и постепенно распространяться также на начальное и дошкольное обучение.
Тестирование в начальной школе имеет то преимущество, что позволяет учителю в текущей работе быстро получить срез уровня обученности для всего класса всего за несколько минут. Поэтому тестирование можно использовать практически на каждом занятии. Это побуждает всех учеников систематически трудиться, что повышает качество и прочность знаний. Однако не все показатели умственного развития школьников в настоящее время можно определить с помощью тестов, например, умение логически выражать свои мысли, вести связное изложение фактов и т. п. Поэтому тестирование необходимо сочетать с другими методами контроля знаний.
Многие учителя разрабатывают свои тесты по предметам, которые, конечно, не прошли проверку на валидность и надёжность, поэтому их часто называют внутренними или учебными.
При составлении теста учителю необходимо соблюдать следующие требования:
– включать в тест лишь тот учебный материал, который был пройден на уроках;
– предлагаемые вопросы не должны допускать двойного толкования и содержать «ловушки»; правильные ответы следует располагать среди предлагаемых ответов в случайном порядке;
– неправильные ответы должны быть составлены с учетом типичных ошибок и выглядеть правдоподобно;
– ответы на одни вопросы не должны служить подсказкой для других вопросов.
Составленные таким образом тесты учитель может использовать для текущего контроля. Длительность выполнения такого теста не должна превышать 8-10 мин.