Обучение младших школьников будет успешным, если учитель владеет умениями, вытекающими из психолого-педагогических знаний об особенностях внимания. Обычно рядовой учитель использует приём установки на внимание когда говорит: «Будьте внимательны». Эта установка рассчитана на произвольное внимание детей и требует от них некоторых волевых усилий, поэтому они быстро утомляются и отвлекаются. Такая установка действует лишь кратковременно. Если же учитель начинает спрашивать того ученика, который в данный момент отвлекся, то он, конечно, не может ответить. Учитель начинает делать замечание ученику, порицает его. Это приводит усилению психической нагрузки, вызывает у ученика отрицательные эмоции. Как избежать этого?
Психология установила закономерность: внимание учащихся активизируется, если мыслительная деятельность сопровождается моторной, а объекты, которыми ученик оперирует, воспринимаются зрительно. Поддерживают внимание также: новизна, интенсивность, неожиданность появления раздражителей и их контраст; положительные эмоции; ожидание ожидаемого события.
Например, на уроке математики в ходе устного счёта учитель использует: карточки с математическими выражениями, математические диктанты, «светофорики» для контроля, игровые ситуации. Эти разнообразные приёмы позволяют организовать учебную деятельность на основе послепроизвольного внимания, т.е. в соответствии с поставленной целью, но без волевых усилий. Таких приёмов в арсенале учителя должно быть много. Но если в некоторых случаях они оказываются недостаточными, то следует применять меры педагогического воздействия.
Например, невнимательного ученика можно привлечь к контролю правильности выполнения заданий другими учениками, к помощи учителю к раздаче карточек с индивидуальными заданиями и т.п. Такое оказанное ученику доверие позволяет включить его в работу, испытать положительные эмоции.