Подавляющее большинство современных детей приходящих в первый класс уже владеют навыком устного счёта. Хотя возможны и ошибки, например, после числа 7 называют 9, после 3 называют 5 и т.п. Поэтому для усвоения и уточнения порядка слов-числительных при счёте используют различные задания, в частности, с раздаточным материалом.
Хорошим средством в этом случае является использование картинок с разными предметами. Анализируя картинки по цвету, форме, количестве изображений, дети упражняются в устном счёте.
На начальном этапе обучения можно успешно использовать костяшки домино или карточки. Разумеется, что счётные палочки всегда должны быть под рукой.
Для уверенного овладения счётом необходимо следующее:
– Знать название и последовательность чисел натурального ряда. Для умеющих считать детей даются задания на счёт больших групп предметов. Особое внимание следует уделить детям, которые не умеют воспроизводить последовательность чисел до 10 в прямом и обратном направлении. За ними нужен постоянный контроль и индивидуальная работа, так как в ходе коллективной деятельности эта проблема не решается.
– Счёт предметов предполагает умение правильно соотносить число и предмет. На начальном этапе используется приём – ребёнок произносит число и дотрагивается до предмета или берёт его в руки. Приобретя опыт, дети обучаются считать предметы «на глаз», фиксируя каждый предмет только взглядом.
– Необходимо добиться понимания детьми того, что последнее из числительных, названных при счёте предметов, даёт ответ на вопрос «сколько?». Типичной ошибкой является то, что правильно выполняя счёт, ребёнок на вопрос «сколько?» называет другое, часто случайное число. Причиной этой ошибки является попытка оценить количество предметов на глаз и независимо от выполненного счёта.
Важным является отработка умения пользоваться порядковыми числительными и определять с помощью счёта порядковый номер предмета дети должны понять, что порядковый номер числа зависит от направления счёта, в то время как количественный счёт может проводиться в любом направлении.