Дочисловой период является подготовительным к изучению нумерации и первого десятка. В этот период необходимо выявить запас математических знаний и умений у каждого ребёнка, поступившего в школу, и подготовить их дальнейшей работе.
При этом надо определить, умеет ли ребёнок считать и в каких пределах, понимает ли смысл терминов «больше», «меньше», «столько же». В какой мере он владеет понятиями «слева-справа», «вверху-внизу», «впереди-позади», «перед – после-между» и др. Для этого в ходе беседы каждому ученику предлагается выполнить несколько заданий типа:
1) Сосчитай картинки. Сколько здесь картинок?
2) Возьми в левую руку столько же карандашей, сколько их лежит на столе.
3) Каких карандашей больше: синих или красных?
4) Посмотри на картинку к сказке «Репка» и скажи, кто стоит перед Жучкой, после кошки, между кошкой и внучкой.
Если ученик справляется с заданиями, то следует предложить ему более сложные, например, на сложение и вычитание в пределах 10, на узнавание цифр и названий геометрических фигур. Полученные сведения надо записать и использовать впоследствии для индивидуальной работы.
Понятие числа учитель формирует постепенно, показывая, что есть разные способы образования чисел: в процессе счёта, измерений, путём выполнения арифметических операций.
Отработка умения считать должна быть на каждом уроке, причём считать надо именно предметы, а не только называя цифры в прямом и обратном порядке. Важным моментом является указание детям на то, что при счёте нельзя пропускать предметы или считать один и тот же предмет несколько раз. Считать следует предметы в прямом и обратном порядке, обращая внимание на то, что результат счёта не зависит от порядка счёта.
Что считать можно не только слева или справа, но и сверху вниз и снизу вверх, например ступени школьной лестницы.
Нужно учить детей пользоваться не только количественными числительными, но и порядковыми, предлагая упражнения: «Считай так: один, два, три …» и «Считай так: первый, второй, третий …». При этом надо обращать внимание детей на то, что если последний предмет оказался третьим, то всего предметов три, и наоборот, если предметов три, то последний предмет будет третьим, и что третий – это только один предмет.
В дочисловой период важно провести работу, направленную на обучение сравнивать предметы и устанавливать соотношения: «больше-меньше», «одинаково», «длиннее-короче». Делается это при выполнении практических упражнений: карандаш длиннее ручки, тетрадь легче учебника, тетради одинаковы по ширине и т.п. ученики отмеряют шагами классную комнату, считают, сколько стаканов воды помещается в банке и т.п.
С помощью практических упражнений в дочисловой период уточняются пространственные представления школьников, например, положите тетради слева, а учебники справа; найдите картинку в левом верхнем углу страницы учебника и т.п. Для усвоения порядковых соотношений: перед-после-между, учитель предлагает классу построиться и даёт задание определить, кто стоит перед Вовой, кто – после него, а кто – между ним и Таней.
Часто бывают случаи, что в первые дни учёбы в школе дети показывают слабые умения к письму цифр. Поэтому приходится учить правильно держать ручку и карандаш, выделять строку и клетку, ровно располагать записи в тетради. Для этого полезно рисовать узоры из точек, палочек, знаков плюс и минус.
В этот подготовительный период необходимо познакомить детей с учебником по математике, с рабочей тетрадью, с линейкой и другими пособиями. При необходимости следует учить ими пользоваться.
Вопрос о том, чем должны быть заняты в этот дочисловой период те школьники, которые уже имеют определённую математическую подготовку, является сложным, ибо таким детям могут статься неинтересными первые уроки по математике и наступит разочарование. В этом случае необходим индивидуальный подход.