Малокомплектная школа – это школа с небольшим числом учащихся и поэтому в ней организуют классы из детей разного возраста, с малой наполняемостью. В такой школе один учитель работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы чаще всего бывают начальными, но могут быть неполными средними и средними. Обычно такие школы открываются в сельской местности. В нашей стране малокомплектных школ насчитывается несколько тысяч. Такая школа похожа по укладу своей жизни на большую семью – каждого ученика хорошо все знают и помогают.
Если школа начальная, то в ней могут работать всего один–два учителя, поэтому на них лежит много обязанностей помимо чисто учительских. Работая в малокомплектной школе, учителю приходится создавать и поддерживать вокруг себя атмосферу богатой духовной жизни. Иначе, как отмечал В.А. Сухомлинский, можно легко опуститься и превратить свой отдалённый населённый пункт в медвежий угол. Помните, что учитель остаётся учителем до тех пор, пока сам учится.
К вопросу формирования классов подходят творчески, исходя из конкретных условий. Если в школе работают 2 учителя, тогда возможно соединять учеников 1 и 3 классов или 2 и 4 классов. При составлении расписания обычно планируют уроки одновременно по одному предмету, что позволяет в ряде случаев проводить уроки математики по одной или близким темам. В таком случае учителю облегчается переключение своего внимания при переходе от одного класса к другому. Кроме того, создаются условия для организации совместной общей работы детей всех классов. В других случаях можно сочетать в разных классах уроки: чтения и русского языка; письмо и природоведение. Математику рекомендуется сочетать с рисованием.
Организация урока в малокомплектной школе требует от учителя умения быстро и часто перестраиваться на работу с разными классами, распределять свое внимание и время.
Основным типом урока является комбинированный, в структуре которого в большинстве случаев присутствует довольно значительный объем самостоятельной работы в виде различных упражнений и работы с книгой. Особенностью этой самостоятельной работы является то, что она выполняется учениками без участия учителя или при его минимальном участии. В ходе урока учащиеся могут выполнять несколько переходов от работы с учителем к самостоятельной работе и обратно.
Важным является правильная организация начала урока так, чтобы все классы сразу приступили к работе.