Понятие натурального числа вводится как член начального отрезка натуральной последовательности чисел. Поэтому важно усвоение каждым учеником того, как называется каждое число и как оно обозначается печатной и письменной цифрой.
При этом следует добиться усвоения того, что:
– каждое число образуется при счёте из предыдущего числа и единицы, а также из следующего за ним числа и единицы;
– каждое число больше непосредственно предшествующего ему на единицу и меньше непосредственно следующего за ним при счёте числа на единицу;
– какое место занимает каждое число в ряду чисел от 1 до 10, после какого числа и перед каким числом его называют при счёте.
Усвоение этих знаний позволяет формировать понимание того, что каждое число выступает не обособленно, а во взаимосвязи с другими числами. Всё это и формирует представление о натуральном ряде чисел. Одновременно с этим следует вести подготовку к изучению действий сложения и вычитания, а также сравнения чисел и обозначения отношений «больше», «меньше», «равно» соответствующими знаками ( >, <, = ). Это даёт первоначальные сведения о равенствах и неравенствам.
В это же время ученики знакомятся с точкой, прямой линией, отрезком прямой, учатся измерять отрезки сантиметром и вычерчивать отрезки, длина которых выражается целым числом сантиметров.
Методика преподавания в этот момент имеет ту особенность, что одновременно рассматриваются несколько последовательных чисел, а не отдельные числа. Изучают отрезки натурального ряда от единицы до того числа, которое введено последним: 1, 2; 1, 2, 3; 1, 2, 3, 4 и т. д.
При изучении первого десятка детей знакомят с числом нуль. Делается это при выполнении упражнений на отсчитывание предметов по одному до тех пор, пока не останется ни одного. Например, срывают по одному листья с ветки дерева, забирают яблоки из вазы и т.п. нуль получается тогда, когда не остаётся предметов.
Затем число нуль сравнивают с 1. Результат сравнения записывают в виде неравенства: 0 < 1. В результате выполнения ряда таких упражнений устанавливают, что 0 должен стоять в ряду чисел перед числом 1.