За последние 25 лет психологи обнаружили, что личности объединяются вокруг пяти основных черт, которые называют Большой пятеркой. Каждый человек может быть описан как имеющий различные уровни доброжелательности, добросовестности, невротизма, экстраверсии и открытости опыту. Вопреки распространенному мнению, люди не ограничиваются определенными типами личности. Обычно никто не является полностью экстравертом или интровертом, или полным чистюлей или неряхой. Хотя меньшинство может находиться на крайних концах черты, большинство людей находятся где-то посередине.
«Мы окончательно знаем из исследований, что люди просто не организованы в типы», — сказал Кристофер Сото, психолог из Колби-колледжа в штате Мэн. «Каждая черта личности — это непрерывное измерение. Вы можете быть очень высокими или очень низкими, и большинство людей находятся где-то посередине».
Личность не ограничивается только людьми. Исследования показывают, что у всех животных, от муравьев до обезьян, есть личности, также описываемые Большой пятеркой. Универсальность личности указывает на ее эволюционное происхождение.
«У животных и людей есть общие проблемы выживания», — сказал Фрэнк Саллоуэй, психолог из Калифорнийского университета в Беркли. «Эти общие проблемы выживания прекрасно изложены в Большой пятерке, и именно поэтому существует такая большая преемственность в человеческой личности и личности животных».
Например, добросовестность подразумевает такое поведение, как планирование и обдумывание, которые важны среди приматов и других млекопитающих для заботы о потомстве, выбора партнеров и жизни в группах. Аккуратность и порядок, аспекты добросовестности, также имеют эволюционные преимущества. Пауки-кругопряды, которые плетут аккуратные сети, ловят больше добычи, согласно исследованию, опубликованному в 2015 году в журнале Integrative & Comparative Biology. Дарвиновы вьюрки, которые строят более аккуратные и хорошо замаскированные гнезда, привлекают больше партнеров, сообщили ученые в 2009 году в Biological Journal of the Linnean Society. А ученые сообщили в 2011 году в журнале Animal Behavior, что более гигиеничные пчелы, которые удаляют больше мертвых членов колонии, снижают риск заболеваний, набирают больше веса и больше размножаются.
Некоторые из этих форм поведения могут показаться примитивными, но они, тем не менее, являются проявлениями личности. «В самом широком смысле, — сказал Саллоуэй, — личность — это выражение всех форм поведения, которые мы и другие животные демонстрируем и которые позволяют нам адаптивно функционировать в мире».
Эволюция также может объяснить, почему личности так сильно различаются. В зависимости от ситуации, каждый из Большой пятерки может быть выгоден. Например, Саллоуэй сказал, что покладистость отлично подходит для отношений. Но если бы на вас напал лев, вам было бы лучше с менее покладистым и более агрессивным уклоном личности. Поскольку мир настолько непредсказуем, каждый аспект каждой черты личности может быть полезен в разное время, поэтому вместо того, чтобы развить один тип личности, оптимальный для каждой ситуации, мы остаемся с большим разнообразием. Не существует единого решения относительно того, какую личность и какое поведение вам следует проявлять.
Эволюционный корень личности означает, что черты должны быть унаследованы. Так что, хотите вы это признавать или нет, большая часть вашей личности происходит от ваших родителей. Фактически, у людей около половины различий в личности являются генетическими, сказал Сото. Остальная часть изменчивости личности исходит из вашей среды, такой как жизненный опыт и порядок рождения. Первенцы, как правило, более напористы, в то время как вторые, как правило, более забавны; младшие братья и сестры используют юмор, чтобы рассеять власть, которую старшие имеют над ними, объяснил Саллоуэй.
Не только ваше окружение формирует то, кем вы являетесь, но и вы можете, в определенной степени, подстраивать свою личность под обстоятельства. Вы можете быть более общительным на вечеринке и более приятным дома с семьей. Но вы также можете быть интровертом, если вам нужно сосредоточиться на работе, или агрессивным во время игры в соревновательный вид спорта. «Ни одна черта или проявление черты не будет служить вам хорошо каждый час дня», — сказал Саллоуэй. В конце концов, люди эволюционировали, чтобы учиться у нашей среды.
Со временем это означает, что личности могут меняться. «Наши гены обеспечивают отправную точку для личности, и они остаются с нами по мере того, как мы стареем», — сказал Сото. «Но по мере того, как мы становимся старше, у нас появляется все больше и больше жизненного опыта, и появляется больше возможностей отойти от своих генетических отправных точек».
Когда дети становятся подростками, говорит Сото, у них временно снижается покладистость и добросовестность; например, они становятся более подлыми и ленивыми. Но исследования показывают, что по мере того, как люди переходят от ранней взрослости к среднему возрасту, испытания и невзгоды жизни, возросшая ответственность, личные отношения и тому подобное — делают их более покладистыми, более добросовестными, более эмоционально стабильными и менее невротичными. Согласно исследованию 2015 года, опубликованному в журнале Journal of Personality and Social Psychology, вы даже можете намеренно корректировать свою личность. Таким образом, хотя личность может сделать вас тем, кто вы есть, она не обязательно сделает вас тем, кем вы будете.
Ученые и философы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что такое сознание, не говоря уже о строгом определении. Одна из причин этого заключается в том, что это понятие используется для обозначения немного разных вещей. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что сознательные существа осознают свое окружение, себя и свое собственное восприятие.
Современные исследователи показали, что они могут использовать метод сканирования мозга, известный как функциональная МРТ, для обнаружения сознания путем косвенного измерения кровотока в мозге, процесса, который может указывать на то, какие области мозга более активны, чем другие. Но на протяжении тысячелетий не было способа собрать доказательства этого явления. Это сделало тему сложной для мыслителей, которые ценили рациональность и методичное экспериментирование.
В западном мире итальянский астроном Галилео Галилей пытался вывести все, что связано с сознанием, за рамки научного исследования. Поколение спустя французский математик и философ Рене Декарт привлек к сознанию немного больше внимания своим аргументом о том, что разум или душа и тело — это две принципиально разные вещи. Эта позиция называется дуализмом разума и тела.
Подавляющее большинство мыслителей считало, что сознание — нечто совершенно особенное, но это отношение вышло из моды, отчасти благодаря таким людям, как биолог 19 века Томас Хаксли, который помог ввести представление о том, что происходящее в сознании является результатом материальных событий, происходящих в мозге. Это точка зрения, которая становится все более популярной.
«Почти все, что вы можете сказать о сознании, — это своего рода чушь», — сказал Джозеф Леду, профессор нейронауки и психиатрии в Нью-Йоркском университете. «Единственный способ описать это — это с точки зрения того, чем это является, а чем нет».
Сравнивая человеческое сознание с сознанием других животных, Леду считает продуктивным рассмотрение нейроанатомии. Например, люди уникальны тем, что имеют высокоразвитую лобную кору, часть мозга, которую исследователи связали со способностью знать, что у человека на уме. Это важный аспект сознания практически по всем определениям. Хотя нечеловеческие приматы не могут похвастаться этой поздней моделью области мозга, у многих из них есть другие эволюционно недавние дополнения к мозгу, такие как дорсолатеральная префронтальная кора. Она вовлечена в сознание, и у людей она тоже есть. Например, эта область мозга связана с рабочей памятью у людей, согласно обзору 2015 года в журнале Frontiers in Systems Neuroscience.
«Мы знаем, что у других животных, вероятно, есть что-то вроде сознания, но у них нет того, что есть у нас, потому что мы другие», — считает Леду, автор книги «Глубокая история нас самих: история длиной в четыре миллиарда лет о том, как у нас появился сознательный мозг» (Viking, 2019). Это происходит из-за различий в нейронной анатомии.
«Люди расстраиваются, когда вы это говорите… но никто не путает шимпанзе с человеком», — сказал он. Клеточный и молекулярный состав шимпанзе заставляет его выглядеть и действовать иначе, чем люди, поэтому вполне логично, что те же различия могут привести к тому, что сознание шимпанзе будет отличаться.
Некоторые исследователи идут еще дальше, утверждая, что сознание — это свойство материи, настолько фундаментальное, что даже электрон в определенной степени сознателен, — позиция, известная как панпсихизм. Кристоф Кох, президент и главный научный сотрудник Института Аллена по изучению мозга в Сиэтле и сторонник панпсихизма, написал в Scientific American, что «любая сложная система… обладает основными атрибутами разума и имеет минимальное количество сознания в том смысле, что она ощущается как нечто, являющееся этой системой».
Шелленберг заявил, что, по ее мнению, у многих животных есть сознание, поскольку «все, что чувствует боль… является сознательным», отметив, что это мнение спорно. Аналогично, Леду полагает, что избегание опасности является важной функцией сознания и, возможно, причиной его существования.
«Все наши ментальные состояния, эмоциональные состояния не унаследованы от животных. Они когнитивно собраны на основе наших знаний о страхе и опасности, которые мы узнали в течение жизни. Человеческий мозг организует массивы информации в схемы, которые служат «шаблоном вашего сознательного опыта».
Со своей стороны, Шелленберг не считает, что сознание — это главный и окончательный вопрос, как его представляют.
«Я один из тех, кто считает, что сознание не так уж интересно по сравнению с тем, почему наш разум и мозг могут делать то, что они делают», — сказал Шелленберг. «Мозг может, за несколькими исключениями, выполнять свою работу независимо от того, находится ли он в сознательном состоянии или нет».