«Экзистенциальный риск исходит не от созданного роботами Армагеддона, который приведет к нашей гибели. Реальный экзистенциальный риск заключается в том, что мы все сойдем с ума, потому что не можем поверить в то, что видим, слышим или читаем… Тот факт, что мы подняли этот разговор на глобальном уровне, вселяет в меня большую надежду. Средства массовой информации призваны сыграть очень важную роль, и они должны восстановить свою роль “четвертой власти”, и сейчас они нужны нам больше, чем когда-либо. Есть много способов проверить новости, и именно этим должны заниматься серьезные медиа-организации», – сообщила Карме Артигас, сопредседатель Консультативного органа по искусственному интеллекту.
В состав Консультативного органа входят специалисты по ИИ из стран как Глобального Севера, так и Глобального Юга, представители частного и государственного сектора и научных кругов. ИИ «требует управления» и создания согласованных на глобальном уровне правил использования – для решения проблем и устранения рисков. Эксперты Консультативного органа также подчеркивают: необходимо принять меры с тем, чтобы возможностями ИИ могли пользоваться абсолютно все, а не отдельные группы населения.
Артигас признана одним из ведущих экспертов в области искусственного интеллекта. В 2020 году, после нескольких лет работы в частном секторе, она была назначена первым государственным секретарем Испании по вопросам цифровизации и искусственного интеллекта. Она подчеркивает, что ИИ может стать важнейшим инструментом для поддержания демократии, поскольку благодаря ему накопленные человечеством знания станут доступными для всех. Кроме того, ИИ окажет очень позитивное воздействие на сферу здравоохранения и поможет предотвращать заболевания, совершенствовать диагностику и при этом снизить затраты.
Сейдина Мусса Ндиайе из Сенегала – один из представителей стран Глобального Юга в Консультативном органе по ИИ. Он принимал участие в разработке Панафриканской стратегии по ИИ. По его мнению, искусственный интеллект поможет африканским государствам решить многие проблемы, в частности в сельском хозяйстве и в сфере здравоохранения. Но вместе с тем Ндиаей предупреждает о возможности новой «колонизации» континента с помощью этого инструмента.
«Большая часть данных, генерируемых в настоящее время в Африке, принадлежит транснациональным корпорациям, чья инфраструктура развита за пределами континента, где также работает большинство африканских экспертов в области искусственного интеллекта. Это потеря африканского таланта», – говорит Ндиайе. «В конечном итоге крупные транснациональные корпорации в области ИИ будут навязывать свои решения всему континенту, не оставляя места для решений на местном уровне», – добавляет он.
По словам Ндиайе, Африка как континент с огромным потенциалом развития и с большим числом молодого населения, проявляющего интерес к ИИ, может стать важнейшей площадкой для испытания новых технологий. Однако любые проекты в этой области должны регулироваться, подчеркивает эксперт. «Если это не будет контролироваться, мы можем столкнуться с тестами, которые будут проводиться на людях с помощью чипов или даже интегрированных биотехнологических элементов. Это технологии, которыми мы плохо владеем. С точки зрения регулирования существуют определенные аспекты, которые не были учтены», – объясняет он.
ЮНЕСКО, в свою очередь, призывает правительства ввести соответствующие правила и организовать подготовку преподавателей, чтобы обеспечить человеко-ориентированный подход к использованию генеративного ИИ в образовании. С этой целью ЮНЕСКО публикует первое в мире Руководство по использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях, призванное устранить нарушения, вызванные технологиями генеративного ИИ.
В первых разделах Руководства ЮНЕСКО объясняется, что такое генеративный ИИ и как он работает. В последующих разделах подробно рассматриваются противоречия вокруг генеративного ИИ и их последствия для образования, в частности то, как он усугубляет цифровое неравенство. Современные модели ChatGPT, действительно, обучаются на данных онлайн-пользователей, которые отражают ценности и доминирующие социальные нормы Глобального Севера.
Далее в Руководстве ЮНЕСКО изложены семь основных шагов, которые должны предпринять правительства для регулирования генеративного ИИ и создания политической базы для его этичного использования в образовании и исследованиях, в том числе путем принятия глобальных, региональных или национальных стандартов защиты данных и конфиденциальности. В нем также устанавливается возрастное ограничение в 13 лет для использования средств ИИ в классе и содержится призыв к подготовке преподавателей по этому вопросу.