В мире анонсировано более 1 тыс. проектов в области водородной энергетики на общую сумму, превышающую 320 млрд долларов, по данным Reuters. Правительство Германии также будет субсидировать электростанции, работающие исключительно на водороде, мощностью до 500 МВт для целей энергетических исследований. Ожидается, что водородные газовые электростанции помогут Германии полностью отказаться от угля к 2038 году. Залежи водорода могут обеспечить мир энергией на сотни лет, согласно данным Геологической службы США.
Bosch инвестирует 2,5 млрд долларов в водородные технологии до 2026 г. В центре внимания компании создание цепочек стоимости водорода, охватывающих производство инновационных топливных элементов и двигателей. Bosch анонсировала начало серийного производства силового модуля на топливных элементах.
Проект Erkelenz компании нацелен на достижение 90% эффективности для твердооксидных топливных элементов. Водородные двигатели Bosch разработаны для грузового транспорта и достижения углеродной нейтральности в этом сегменте транспорта. Запуск производства водородных двигателей, которые будут сопоставимы по мощности с дизельными, но будут нейтральны с точки зрения выбросов углекислого газа, запланирован на 2024 г. Тогда как японская Toyota уже представила новый мощный водородный двигатель для коммерческого транспорта.
Германия и Нидерланды нацелены на сотрудничество для ускоренного создания так называемого водородного коридора, предполагающего развитие технологий, проектов, инфраструктуры в области водородной энергетики. Партнерство между странами, возглавленное дочерней компанией Gasunie – Hynetwork Services, нацелено на развитие трансграничного водородного коридора для раскрытия промышленного потенциала в области водорода.
Власти Нидерландов позиционируют страну в качестве ключевого игрока в области возобновляемой энергетики и водородных технологий, который в состоянии создать жизнеспособный национальный хаб для энергетического перехода и внести вклад в формирование европейского водородного рынка. Тогда как Германия нацелена на импорт водорода для снижения выбросов углекислого газа со стороны немецкой промышленности. Страна планирует к 2032 г. создать водородную инфраструктуру для заправки транспорта, работающего на водороде, протяженностью на 9,7 тыс. км стоимостью в 21 млрд евро.
С другой стороны, «зеленый» водород, который активно продвигают как топливо будущего, теряет свои позиции. Так, немецкий нефтеперерабатывающий завод Хайде и его датский партнер Orsted A/S отложили планы по строительству завода по производству экологически чистого водорода из-за роста инвестиционных затрат и связанных с этим экономических рисков.
И это уже второй подобный проект, от которого Orsted отказалась за последние месяцы после того, как решил не продолжать строительство электролизера на нефтеперерабатывающем заводе Хамбер в Великобритании. Более того, датская компания недавно объявила о списании средств на 4 млрд долларов в связи с заброшенными ветроэнергетическими проектами.
«Проект должен быть экономически жизнеспособным, а в данном случае, к сожалению, это не так, — сказал Йорг Кубица, управляющий директор Orsted в Германии, в заявлении о проекте Хайде. — Нет сомнений в том, что водород сыграет важную роль в декарбонизации немецкой промышленности, но связанные с этим затраты должны быть разумными, и необходимо создать рынок».
Klesch Group, владеющая нефтеперерабатывающим заводом Хайде на севере Германии, критиковала предложения Европейского Союза по сертификации экологически чистого водорода. В заявлении компании говорится, что она продолжит декарбонизацию объекта в Хайде. Водород используется при производстве дизельного топлива и называется «зеленым», если его производят с использованием воды и возобновляемой электроэнергии. По недавним оценкам Bloomberg NEF, это примерно в четыре раза дороже, чем его производство из ископаемого топлива.
Wesseling компании Shell Plc в Германии стал первым европейским нефтеперерабатывающим заводом, который начал эксплуатацию небольшой установки по производству экологически чистого водорода, но еще не взял на себя обязательства по ее расширению. При этом испанская Repsol SA недавно запустила завод в Бильбао, а OMV AG близка к завершению строительства электролизера в Швехате в Вене. Однако эти проекты удовлетворяют лишь часть потребностей каждого НПЗ.
Водородная энергетика в России
Работа над внедрением водорода в России идет, он свою нишу точно займет, но особого шума в отношении этого вида энергетики уже нет, заявил первый заместитель министра энергетики РФ в январе на выставке-форуме «Россия». «Мы всегда, еще в самом начале говорили, что надо найти оптимальный путь, который не станет чрезмерным бременем. То, что я про ВИЭ говорил, то же самое и про водород можно сказать. У него есть свои четкие (области — ред.) применения, они по-любому будут.
Водород свою нишу займет, ограниченную. И мы продолжаем работу по данному направлению, но, опять же, «хайповая часть» ушла, но сейчас мы видим решения, такие, как электроснабжение автономных потребителей продолжается… у нас есть удаленные лагеря, промыслы, там это все возможно», — сказал он, выступая на Дне энергетики. «Работы продолжаются над топливной энергией, потому что для беспилотников, на водном транспорте найдется ему применение. Но это делается без какого-то «хайпа» дополнительного, плюс мы находимся все равно в самом начале пути», — добавил Сорокин.
В декабре 2023 года Россия и Китай договорились о сотрудничестве в высоких технологиях, в том числе в технологиях по производству водорода, это вот основные направления, заявил в пятницу журналистам заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. «У нас (с Китаем) реализуются проекты в области атомной энергетики, мы строим четыре блока в КНР, а возобновляемые источники энергии — это отдельное направление. Договорились сегодня, что будем в высоких технологиях сотрудничать, в том числе в технологиях по производству водорода, это вот основные направления», — заявил Новак.
АФК «Система» и «Камаз» будут совместно развивать водородные технологии. Соглашение направлено на объединение и координацию усилий в создании серийных изделий, использующих водород, среди которых грузовой автомобиль, складская техника, водный автобус-электроход, мобильные водородные заправочные станции и электролизеры. АФК «Система» и «Камаз» займутся совместным созданием серийных изделий и транспортных средств, которые используют водород. Соответствующее соглашение подписано компаниями, сообщила пресс-служба АФК «Система».
«ПАО АФК «Система» и ПАО «Камаз» заключили соглашение о сотрудничестве в области развития водородных технологий. Документ подписали президент АФК «Система» Тагир Ситдеков и генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин», — сказано в сообщении пресс-службы. В нем отмечается, что соглашение направлено на объединение и координацию усилий в создании серийных изделий, использующих водород, среди которых грузовой автомобиль, складская техника, водный автобус-электроход, мобильные водородные заправочные станции и электролизеры.
Ситдеков, чьи слова приводятся в сообщении, напомнил, что АФК «Система» с 2022 года работает по этому направлению и уже добилась значимых результатов. «Соглашение со столь крупным партнером как «Камаз» даст мощный импульс в развитии водородных технологий не только в периметре наших компаний, но и в масштабе всей страны», — отметил он. Когонин, в свою очередь, выразил уверенность, что совместная работа приведет к практическому результату по внедрению водородных технологий в целом ряде направлений.
Водородные электрички поедут в России не ранее 2025 года. Поезда на водороде собирается запустить «Трансмашхолдинг» на Сахалине в 2025 году, пока холдинг ведет создание конструкторской документации этой техники, а именно электрички. При этом в РЖД ранее говорили, что приготовились принимать первый локомотив на водороде уже к 2026 году. Предполагается, что его испытания пройдут на Сахалине. Производство железнодорожной техники на водородных топливных элементах будет создавать ТМХ, «Росатом» обеспечит поставки данного экологически чистого вида транспорта, а также построит заправочную инфраструктуру. РЖД станет заказчиком этой передовой техники.
На Сахалине появится первый и единственный в России водородный полигон. В конце июня текущего года в Южно-Сахалинске должен заработать Центр водородного инжиниринга с опытным полигоном. Сейчас сюда доставляют оборудование, которое позволит производить экологически чистое топливо за счет энергии солнца и ветра. Как сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Сахалинской области, здесь будет построена крупнейшая солнечная станция из 600 панелей с мощностью 500 Вт каждая.
Всё необходимое оборудование доставят на Сахалин до середины мая, после чего в течение месяца его будут тестировать. В первую очередь, экотопливо станут использовать для работы электростанции в Новиково, являющимся одним из самых отдаленных сёл острова. Кроме того, водород направят на нужды МЧС на местном аэродроме и вышки сотовой связи. В будущем экотопливо будут применять для общественного транспорта и тяжелой коммунальной техники. В кластере также планируют построить водородный завод и наладить производство водородных поездов. В случае успеха проекта чистое топливо станут поставлять и в зарубежные страны.
— Сахалинский водородный полигон – это первая площадка подобного рода в России. Островной регион выиграл право реализовать пилотный проект по развитию водородной энергетики, который инициировал Президент Владимир Путин. Если эксперимент будет успешен, через несколько лет будет запущен водородный завод и налажен экспорт чистого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — рассказали в пресс-центре правительства Сахалина.
Специалисты отмечают, что водород гораздо экологичнее природного газа. Он не выделяет вредный углекислый газ при сжигании, в отличие от последнего. При этом запасы водорода практически безграничны. Он выделяет много чистой энергии и может использоваться в большинстве сфер жизни. Подобный проект станет настоящей находкой для российских ученых.
— Технологии производства водорода пока не особо распространены, поэтому сахалинский опытный водородный полигон станет находкой для ученых со всех уголков страны, — подчеркнули в правительстве Сахалинской области.
Добыча водорода в Иране
Нефтеперерабатывающие заводы Ирана производят 300 млн. куб.футов водорода в день. Глава Национальной иранской компании по переработке и распределению нефти (NIORDC) Джалил Салари заявил, что нефтеперерабатывающие заводы страны производят 300 миллионов кубических футов водорода каждый день, который потребляется внутри страны, сообщает Shana. Подчеркнув необходимость использования более чистых видов топлива в стране, Салари сказал: “Включение водорода в топливную корзину страны зависит от цен на энергоносители и конкуренции, которую он может иметь в качестве экологически чистого топлива в топливной корзине”.
Подчеркнув, что наибольшее производство водорода в стране осуществляется NIORDC, Салари добавил: “Производство водорода обходится дорого, учитывая имеющиеся ресурсы. Однако он может занять место в топливной корзине страны при условии, что мы будем смотреть на энергоносители в долгосрочной перспективе ”. “Для включения водорода в топливную корзину необходимо указать источники производства, метод потребления и объем потребления”, — отметил он.
Водород может использоваться в качестве топлива двумя различными способами: в топливных элементах, которые вырабатывают электричество, и путем сжигания для выработки тепла. Когда водород потребляется в топливных элементах, единственным выбросом в месте использования является водяной пар. Сжигание водорода может привести к термическому образованию вредных выбросов оксида азота.
В контексте ограничения глобального потепления низкоуглеродистый водород (особенно экологически чистый водород), вероятно, сыграет важную роль в обезуглероживающей промышленности. Водородное топливо может выделять высокую температуру, необходимую для промышленного производства стали, цемента, стекла и химикатов, тем самым способствуя обезуглероживанию промышленности наряду с другими технологиями, такими как электродуговые печи для выплавки стали.
Резервуар водорода в Албании
«Это другое измерение»: огромный резервуар водорода нашли под албанской шахтой. Часть древней океанической коры в Албании не только место расположения одного из крупнейших хромовых рудников на Землею. Также там нашли огромный резервуар водорода — потенциального источника чистой энергии. Новое исследование показало, что огромный резервуар водорода может скрываться глубоко под хромовым рудником в Албании. Он находится внутри части земной коры и мантии, которая когда-то находилась на дне океана. Тектоническая плита, по которой она ехала, соскользнула под другую и слой соскоблился.
Смятую плиту коры выбросило на сушу между 45 и 15 млн лет назад. Она образовала скалистый пояс длиной 3 000 км — офиолит, который простирается от современной Турции до Словении. Офиолиты существуют во всем мире, и ранее исследователи документировали утечку газообразного водорода из скважин и шахт, пробуренных в этих формациях. Теперь ученые обнаружили резервуар благодаря огромным облакам газообразного водорода из водоемов внутри шахты Булкизе, которая находится в 40 км к северо-востоку от Тираны, Албания.
Такие резервуары можно использовать для производства безуглеродного топлива. Проблема в том, что необходимая для этого глубокая инфраструктура отсутствует, а добывать газ — сложно. «То, что мы наблюдали глубоко в шахте, — это другое измерение. Дренажный бассейн внутри шахтной галереи превратился в захватывающее дух джакузи площадью 30 квадратных метров, кипящее почти чистым водородом», — рассказал едущий автор исследования Лоран Трюше, профессор геохимии в Университете Гренобль-Альпы во Франции.
Ученые исследовали самые глубокие уровни хромового рудника Булкизе и зафиксировали огромные количества газообразного водорода, вытекающего из скал и пузырящегося через лужи воды. Их измерения показали, что ежегодно из шахты выбрасывается не менее 200 т высококачественного водорода. Это один из крупнейших показателей естественного потока водорода, зарегистрированных на сегодняшний день.
Получение водорода в Дании
Швейцарская компания H2 Energy Europe, разработчик водородных экосистем в Европе, получила экологическое одобрение для своего крупномасштабного завода по производству зеленого водорода в Эсбьерге, Дания. Выданное разрешение на установку, мощность электролиза которой составит 1 ГВт, считается важной вехой, приближающей проект к принятию окончательного инвестиционного решения (FID). По данным H2 Energy Europe:
— планируемый объект будет способствовать декарбонизации тяжелой промышленности и автомобильного транспорта, а также послужит химическим сырьем для производства экологически чистого биотоплива, такого как метанол и аммиак, способствуя переходу Европы к зеленой экономике;
— в дополнение к созданию примерно 60 постоянных рабочих мест и до 700 рабочих мест на этапе строительства, объект также будет производить избыточное тепло, нейтральное по отношению к CO2, что потенциально может обеспечить централизованным теплоснабжением большинство домохозяйств в Эсбьерге.
Тезисы мэра Эсбьерга Й. Ф. Расмуссена:
— экологическое одобрение, предоставленное H2 Energy Europe для будущего водородного завода, имеет огромное значение для Эсбьерга, позиционируя его как ведущий экологичный деловой город в Европе;
— H2 Energy Europe сыграет ключевую роль в привлечении дополнительных компаний по производству электроэнергии в Эсбьерг;
тем не менее, сохраняется необходимость в ясности относительно размещения водородопровода и его предполагаемого запуска, которые имеют решающее значение для создания надежной водородной промышленности в Дании;
Хотя это одобрение представляет собой важную веху для Дании на пути к лидерству в технологии Power-to-X, H2 Energy Europe отметила, что признает проблемы, которые ждут впереди. Напомним, Power-to-X — это процесс преобразования избыточной возобновляемой энергии в форму, которую можно хранить, в данном случае водород. Значение предлагаемого трубопровода, строительство которого планируется завершить к 2028 г., невозможно переоценить, поскольку он сыграет важную роль в распределении зеленого водорода, производимого на объекте, в другие страны Европы, укрепляя экономику Дании.
Проект призван способствовать достижению целей Дании в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), поскольку страна планирует сократить выбросы углерода на 70% к 2030 г. Ожидается, что водород будет поступать из избыточной электроэнергии, производимой морской ветряной электростанцией (ВЭС) в Северном море, расположенной недалеко от будущего объекта.
24 марта 2023 г. стало известно, что Германия и Дания договорились о сотрудничестве в области развития инфраструктуры для поставок зеленого водорода с 2028 г. Отмечалось, что стороны будут совместно продвигать создание инфраструктуры для поставок зеленого водорода между Западной Данией и Северной Германией с 2028 г., в т.ч. будет реализован проект строительства наземного трубопровода для транспортировки водорода. Трубопровод пересечет границу между Северной Германией и Западной Данией.
Водородная электроэнергетика в Германии
Германия планирует перевод газовых электростанций на водород к 2032 году. Министерство экономики Германии планирует переход на водород к 2032 году, чтобы позволить газовым электростанциям в стране полностью перейти на водородное топливо с 2035 по 2042 год, сообщает новостное агентство Reuters. Правительство Германии для перехода на водород газовых электростанций в стране согласовало субсидии на сумму 16 млрд евро.
Заявление по этому поводу поступило из Министерства экономики Германии, сообщает Reuters. Это часть инициатив, направленных на ускорение перехода к производству электроэнергии с низкими выбросами углерода и поддержку непостоянных источников чистой энергии. Также в Министерстве экономики Германии заявили, что в ближайшее время будет проведен тендер на строительство четырех газовых электростанций совокупной мощностью до 10 ГВт.
Государственная поддержка предназначена для компаний, занимающихся строительством и эксплуатацией газовых электростанций, которые будут работать на водороде, сообщает информационное агентство. Правительство Германии также будет субсидировать электростанции, работающие исключительно на водороде, мощностью до 500 МВт для целей энергетических исследований. Ожидается, что водородные газовые электростанции помогут Германии полностью отказаться от угля к 2038 году.
Машина на водородном топливе, в разработке которой принимал участие гонщик из РФ Сергей Карякин, пошла в серийное производство в Германии. “Мы выполняли заказ для немецкой компании. Проект силовой установки, в разработке которой принимал участие я, был применен для строительства багги в Германии. Эта машина может использоваться в туризме, в спорте и даже в добывающей отрасли. Она уже пошла в серию и используется”, – рассказал Карякин агентству ТАСС .
Ранее, в начале 2022 года, гонщик заявлял, что намерен создать машину на водородном топливе, на которой можно будет участвовать в ралли-марафоне “Дакар”. В марте того же года, было объявлено о создании совместной лаборатории по разработке водородных авиа- и автодвигателей гоночной команды Сергея Карякина Snag Racing и авиационного конструкторского бюро Ecolibri.
Причиной разработки автомобиля стали требования организаторов гонки “Дакар”- в 2026 году все спортсмены приоритета, к которым относится и экипаж Карякина, должны ехать на альтернативном топливе, это обязательное условие. Что же касается использования водородного двигателя в РФ, то, по словам гонщика, оборудование, нужное для производства, находится под санкциями, и привезти его в Россию стоит больших денег. “Поэтому сейчас история с водородным двигателем поставлена на паузу, так как в России нет необходимой локализации. Надеюсь, проект оживет, когда будут ослаблены санкции”, – отметил Карякин.
Стоит, однако, отметить, что необходимые технологии могут в скором времени появиться и в России. АФК “Система” и “КамАЗ” заключили соглашение, в рамках которого займутся совместным созданием серийных изделий и транспортных средств, которые используют водород. Соглашение направлено на объединение и координацию усилий в создании серийных изделий, использующих водород, среди которых грузовой автомобиль, складская техника, водный автобус-электроход, мобильные водородные заправочные станции и электролизеры.
Германия начинает строить водородные заправки. Первую в ФРГ водородную заправку для грузовиков и легковушек начала строить немецкая E.ON — водородную АЗС строят на бюджетные средства. Немецкая E.ON приступает к возведению водородной АЗС для грузового и легкового автотранспорта в городской гавани Эссена. За грант в €23 млн от земли Северный Рейн-Вестфалия компания укрепляет водородную мобильность в регионе.
«С помощью Министерства экономики, промышленности, защиты климата и энергетики мы можем удовлетворить большой спрос наших клиентов на заправочные станции для грузовиков на топливных элементах. Это важная веха для всего региона», — сказал Карстен Борчерс, управляющий директор E.ON Hydrogen. Используя насосы на 350 и 700 бар на планируемой водородной заправочной станции, E.ON хочет обеспечить заправку всех автомобилей на топливных элементах, доступных на рынке.
Водород в Индии
Индийская нефтекомпания Bharat Petroleum заявила о своих планах построить первый в Индии завод по выработке «зеленого» водорода. Мощности (1000 кВт) планируют разместить в международном аэропорту Кочина.. Первоначальные мощности водородного завода в аэропорту планируют использовать для заправки автомобильного транспорта на территории аэропорта, сообщили в компании BPCL.
Компания BPCL запланировала инвестиции в размере $18,6 млрд в ближайшей пятилетке в развитие собственного бизнеса, связанного с нефтью и расширение активов возобновляемых источников энергии, чтобы достичь «чистого нуля» к 2040 году. Цель Индии по нулевым выбросам — 2070 год.
Водородная энергетика в США
Минэнерго США сообщило о выделении $750 млн на водородные проекты в 24 штатах. Сегодня подавляющее большинство водорода в США производится электролизерами, работающими на ископаемом топливе, то есть с постоянными выбросами. Новые гранты помогут США достичь целей Национальной стратегии чистого водорода, включая производство 10 млн тонн «зеленого» водорода (водорода, произведенного с помощью возобновляемых источников энергии) к 2030 году.
В стране существуют 52 проекта в штатах от Род-Айленда до Орегона, которые работают над шестью аспектами водородной промышленности, включая исследования и разработки в области производства электролизеров, обеспечение цепочек поставок оборудования и переработку критически важных материалов, используемых при производстве водорода, таких как иридий, пишет Reuters.
Добыча водорода
Залежи водорода могут обеспечить мир энергией на сотни лет, согласно данным Геологической службы США (U.S. Geological Survey). Согласно исследованию, результаты которого были представлены на ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science, AAAS) в Денвере, мировые запасы водорода в подземных источниках достигают 5 трлн тонн.
«Основная часть водорода, скорее всего, недоступна (для разработки — ИФ), но даже если извлечь несколько процентов, этого будет достаточно для удовлетворения всех ожидаемых потребностей — 500 млн тонн в год — на сотни лет», — приводит Financial Times слова руководителя исследования Джеффри Эллиса. Значительная часть спроса на водород как топливо и промышленное сырье (используемое в том числе при производстве аммиака и удобрений) удовлетворяется за счет риформинга газа, состоящего преимущественно из метана. При этом в случае улавливания выбросов углекислого газа получаемый водород называют «голубым», в обратном случае — «серым».
В меньших объемах водород получают путем электролиза воды с помощью возобновляемых источников энергии. В этом случае он называется «зеленым». Однако добыча природного — геологического, или «золотого» — водорода будет экологичнее и дешевле, чем производство «голубого» или «зеленого», полагает Мэнли Чжан из Колорадской горной школы (Colorado School of Mines). «Грядет золотая лихорадка по «золотому» водороду», — заявила она в ходе конференции AAAS.
Ранее в научных кругах считали, что под землей вряд ли находится много чистого водорода, поскольку он поглощается микробами и разрушается в ходе геохимических процессов. Сейчас же геологи полагают, что большие объемы водорода вырабатываются при реакции ряда минералов с высоким содержанием железа с водой, отметила на конференции Алексис Темплтон из Колорадского университета в Боулдере (University of Colorado, Boulder).
При этом месторождения водорода требуют иных геологических условий, чем месторождения нефти и газа. «Мы не искали залежи водорода в нужных местах нужными инструментами», — сказал Эллис.
Теперь геологи открывают месторождения природного водорода в разных частях планеты, пишет FT. Так, в феврале исследователи сообщили об обнаружении источника водорода с дебитом более 200 тонн в год на хромитовом руднике «Булькиза» в Албании. Американская Natural Hydrogen Energy между тем пробурила разведочную скважину в Небраске и рассчитывает за пару лет выйти на промышленную добычу.
Первый природный водород был добыт в деревне Буракебугу в Мали. С 2012 года из расположенной там скважины без ослабления давления поступает практически чистый водород, что позволило электрифицировать этот населенный пункт. Открытие малийского месторождения, возможно, положило начало «водородной лихорадке» — явлению, сравнимому с рождением нефтяной промышленности в 1859 году, когда Эдвин Дрейк пробурил в Пенсильвании первую нефтяную скважину, считает Джеффри Эллис.
Водородный двигатель
Концепция развития водородной энергетики есть и в России. Чем привлекателен водород и какие компании готовы выпустить водородный двигатель в серийное производство, «Хайтеку» рассказал генеральный директор и основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов. Водородные двигатели разрабатываются не столько в расчете на частных автовладельцев, сколько на компании, эксплуатирующие смешанные топливные парки. Например, двигатель Man с системой хранения водорода высокой емкости под давлением имеет мощность от 290 л.с. до 500 л.с.
Водородный двигатель — инновационная технология, которая работает на основе реакции между кислородом и водородом, не выделяя при этом углекислый газ или другие токсичные отходы, образуется только электричество и вода. Это существенно снижает загрязнение атмосферы. Двигатель, работающий на водороде, использует высокое давление для хранения газа, который затем смешивается с воздухом и воспламеняется свечой зажигания. Быстрое сгорание создает давление в камере, приводящее в движение поршни и коленчатый вал.
Несмотря на потенциал водородных двигателей, заинтересованность государств и автопроизводителей, серийное производство до сих пор остается серьезным вызовом. Основная проблема заключается в сложности хранения и перевозки водорода, требующего специальных условий из-за летучести.
Изучаются различные технологии, такие как сжатый водород, жидкий водород и твердотельные хранилища. Сжатый водород требует высокого давления и специальных баллонов, что может быть опасно и неудобно для людей. Для жидкого водорода необходимы очень низкие температуры и специальные изоляционные материалы, что также делает его не слишком удобным в автомобилях.
На данный момент медленно развивается инфраструктура, например, компания Shell в начале 2024 года сообщила о закрытии сети заправок в Калифорнии. Создание и обслуживание заправочных станций требует значительных инвестиций со стороны правительств и компаний. Кроме того, производство самого водорода энергоемко и требует использования экологически нейтральных методов. Это замедляет развитие и распространение данной технологии.
Некоторые компании уже предлагают автомобили с водородными двигателями, хотя бы в мелкосерийном производстве, например, Toyota предоставит машины участникам и организаторам Олимпийских игр в Париже. Это одна из двух представленных сегодня на рынке моделей на водороде, Toyota Mirai. Honda, в свою очередь, последовательно придерживается своих целей по снижению углеродного следа, заявляя о стопроцентном переходе на производство электро- и водородомобилей к 2040 году. Модель с водородным двигателем должна стать серийной в США, начиная с 2024 года. Мелкосерийное производство таких моделей расположено в штате Огайо.
Доля частных владельцев автомобилей на водородном двигателе останется невелика. Гораздо больше возможностей для развития в области пассажирского транспорта, например, железнодорожного. ТМХ, Росатом и РЖД реализуют проект рельсобуса на водородном топливе. Эксперимент проходит на Сахалинской железной дороге. Также первый прототип автобуса с водородным двигателем был представлен «Камазом» в 2021 году, но уже в 2024 автоконцерн планирует серийный выпуск водоробусов на отечественных комплектующих.
В 2023 ученые Института нефти и газа Сибирского федерального университета представили экспериментальный образец подобного двигателя для Арктики, который благодаря своей энергоэффективности и экологичности подходит для районов вечной мерзлоты. Как заявляют изобретатели, он собран из отечественных комплектующих и не имеет аналогов в мире по своим характеристикам.
Согласно концепции развития водородной энергетики к 2030 году до 10% пассажирского транспорта планируется перевести на водород. Насколько реалистичны эти намерения покажет время. Прежде всего требуется развитие инфраструктуры для хранения, транспортировки и заправки водородом. Серийное производство водородных двигателей для транспорта — не столько техническое, сколько экологическое достижение на пути минимизации углеродного следа. Переход на водородную энергетику — эволюционный процесс, развитие массового производства такого транспорта существенно снизит зависимость от нефти и будет способствовать сохранению более чистой окружающей среды в будущем.