Специалисты Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского (ГЕОХИ РАН) обнаружили вредный рост биологической продуктивности отдалённых арктических озёр по причине глобального потепления. Ученые обнаружили шлейфы дыма, которые периодически появляются в окрестностях острова Беннета в Восточно-Сибирском море. Это может говорить о наличии действующего вулкана и угрозе цунами для арктических поселков в Якутии. По мере таяния льдов появятся новые судоходные пути, что изменит мировую экономику. Быстрое повышение температуры и таяние льдов в Арктике окажут влияние на международное судоходство и прибрежные сообщества по всему миру.
Специалисты Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского (ГЕОХИ РАН) обнаружили вредный рост биологической продуктивности отдалённых арктических озёр по причине глобального потепления, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки РФ. Отмечается, что речь идёт об озёрах, не подверженных прямому влиянию человека, а увеличение водной растительности (фитопланктона) вызвано ростом концентрации фосфора, азота и органики в воздухе и воде.
Доказаны тесные достоверные связи нарастающих концентраций фосфора, азота и органического вещества с повышением температуры. Показано также влияние климатического фактора на повышение содержания фосфора в воде удалённых озер. При потеплении климата в биогеохимический круговорот вовлекается и другой биогенный элемент – кремний – как следствие его поглощения интенсивно развивающимися диатомовыми водорослями.
В основу работы легло обобщение данных по содержанию биогенных элементов и органического вещества в более чем 100 озёрах, которые исследовались раз в 5 лет с 1990 по 2023 год в рамках международной программы «ICP-Water». Состояние воды оценивалось по таким показателям как прозрачность, содержание общего фосфора, фосфатов и хлорофилла «А» (индекс Карлсона (TSI).
Научный коллектив пришёл к выводу, что в 2010–2018 годах количество так называемых олиготрофных озёр – то есть озёр с высокой прозрачностью вод, низким содержанием органического вещества, фосфора и азота, и как следствие, низкой биопродуктивностью – в тундровой зоне сократилось на 30% по сравнению с периодом 1990–2000 годов. В северо-таёжной зоне таких озёр почти не осталось.
Учёные полагают, что такой процесс (так называемое эвтрофирование вод) экологически вреден. Эвтрофирование вод представляет собой угрозу для качества вод вследствие развития цианобактерий – сине-зелёных водорослей, способных выделять в воду токсины, а также зарастания берегов водной растительностью.
Аналогичные процессы отмечены и в отдалённых озёрах США, также не подверженных прямому антропогенному воздействию. Косвенное воздействие человека всё же играет свою роль, так как по всему миру большое количество фосфора в составе удобрений смывается с полей в реки и океан и рассеивается с пылью. Результаты исследования опубликованы в журнале Ecohydrology.
Возле арктического острова Беннета могут находиться вулканы. Кандидат биологических наук, полярник Николай Находкин сообщил, что это также может представлять угрозу цунами для арктических поселков в Якутии.
Ученые обнаружили шлейфы дыма, которые периодически появляются в окрестностях острова Беннета в Восточно-Сибирском море. Это может говорить о наличии действующего вулкана и угрозе цунами для арктических поселков в Якутии, сообщил ТАСС кандидат биологических наук, полярник Николай Находкин.
В 2022 году участники первой экспедиции на надувных катамаранах прошли в автономном плавании острова Большой и Малый Ляховский, группу островов Анжу, преодолев более 1 тыс. км по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому морю. Современные исследователи повторили маршрут лейтенанта Александра Колчака, который в 1903 году добирался до острова Беннетта в поисках пропавшей экспедиции барона Эдуарда Толля.
«По нашим наблюдениям, иногда в окрестностях острова Беннетта выходят огромные шлейфы дыма. Со спутника видно, что они доходят до Канады, Аляски. Это дает повод предполагать, что, возможно, [на севере] Якутии есть действующий вулкан», — рассказал Находкин.
По его мнению, для Академии наук Якутии есть все основания проводить там интенсивные исследования. «Во-первых, мы на себе доказали, что на расстоянии 1 тыс. км от берега, от Тикси, океан освобождается ото льдов. Если открытая вода совпадет со временем извержения вулкана, появится угроза цунами. В тундре все поселки, кроме Тикси, находятся на низких тундровых берегах. Их может смыть, тогда никакого развития Арктики не будет. Поэтому там нужно развивать сеть сейсмических наблюдений и предупреждений цунами, как это сделано в некоторых регионах Дальнего Востока», — заявил исследователь.
Находкин отметил, что в этом секторе Арктики не было исследований и рыбных ресурсов. «По маршруту на эхолоте мы обнаружили, что там есть промысловые запасы. Целые страны живут на рыбном промысле. Бюджет республики мог бы получать дополнительный доход. Республике нужно научно-исследовательское морское судно, чтобы проводить системные исследования морского шельфа и островов. Фронт для исследований биологов, палеонтологов и сейсмологов огромный. Эта территория системно не изучена», — считает он.
Собеседник агентства уточнил, что научно-образовательный центр «Север» заинтересовался исследованиями острова.
Остров Беннета — один из самых малоизученных и труднодоступных. Он входит в группу островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Остров назвали в честь Джеймса Гордона Беннета — младшего, одного из спонсоров полярной экспедиции американского мореплавателя Джорджа Де-Лонга. В 1881 году, покинув раздавленное льдами судно «Жаннетта», мореплаватель открыл остров, вместе со своей командой пытаясь выбраться на материк. Спустя три месяца Де-Лонг погиб в районе реки Лены.
После открытия за островом Беннета закрепилась слава как части Земли Санникова — «оазиса» среди льдов, «острова-призрака» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи к северу от Новосибирских островов. Мифический остров назван так в честь русского купца и исследователя Якова Санникова, который в 1810 году первым рассказал о существовании земли на Севере, куда весной улетают перелетные птицы, осенью возвращающиеся с потомством.
К 2100 году Северный морской путь станет судоходным круглый год. По мере таяния льдов появятся новые судоходные пути, что изменит мировую экономику. Быстрое повышение температуры и таяние льдов в Арктике окажут влияние на международное судоходство и прибрежные сообщества по всему миру.
В новом исследовании Пекинского университета в Китае ученые подсчитали, что часто замерзающий Северный морской путь вдоль северного побережья Сибири вскоре станет пригодным для навигации круглый год даже для самых плохо подготовленных полярных судов.
Хотя это плохая новость для жизни на Земле в целом, навигация по Северо-восточным (и Северо-западным) проходам сократит расстояние и время в пути, что приведет к значительному сокращению выбросов углерода.
На протяжении всего XIX века поиск судоходного пути через Северо-Западный проход был «белым китом» морских искателей приключений и исследователей. Аналогичным образом, вдоль северного побережья Сибири в восточном полушарии многие экспедиции пытались найти ледяной путь, соединяющий Атлантику и Тихий океан через Северо-Восточный проход или Северный морской путь — по крайней мере, пока шведский исследователь барон Адольф Эрик Норденшельд не добился успеха в конце XIX века .
Использовавшийся (частично) Советским Союзом в 1920-х годах, а в последнее время и иностранными судоходными компаниями, Северный морской путь остается лишь сезонным вариантом для международного судоходства — большие участки маршрута, особенно между Карским и Беринговым проливами, остаются замерзшими большую часть года. Но в мире, который неуклонно теплеет из-за антропогенного изменения климата, так будет не всегда.
Туомас Рому // Wikimedia Commons
Согласно новому исследованию, проведенному под руководством профессора кафедры городского и транспортного планирования Пекинского университета Пэнцзюня Чжао, к 2100 году Северный морской путь может стать судоходным круглый год. Во многом это связано с тем, что полярные регионы сильнее подвержены изменению климата из-за эффекта альбедо — по мере таяния льда эта ранее отражающая (белая) поверхность заменяется темным, неотражающим океаном, что, в свою очередь, повышает температуру и таяние.
В этом новом исследовании эксперты рассмотрели низкие и средние уровни выбросов и проанализировали судоходность Северного морского пути в период с 2023 по 2100 год. Они обнаружили, что все суда ледового плавания не смогут проходить по этому маршруту только весной с 2065 года, а к 2100 году маршрут станет судоходным круглый год. Результаты исследования были опубликованы в журнале Communications Earth & Environment .
«Арктика очень чувствительна к изменению климата, и отступление арктического морского льда постоянно ускоряется из-за глобального потепления», — говорится в статье. «Протяженность морского льда, толщина морского льда и концентрация морского льда будут более чувствительны к воздействию климата и резко уменьшатся летом и осенью… это делает возможным открытие арктических проходов».
Чжао и его коллеги не рассчитывали мореходность, оценивая самые ледоколы в арсенале мира. Вместо этого они рассматривали эти сценарии для судов Polar Class 7 (PC7), которые описываются как «наименее способные, ограниченные судами, работающими летом/осенью в тонком однолетнем льду », согласно Центру логистики Крайнего Севера (CHNL).
Экспедиция Севфлота и РГО обнаружила фрагмент корабля Виллема Баренца в Арктике. Участники комплексной экспедиции Минобороны России и Русского географического общества (РГО), вернувшиеся в Мурманск с архипелага Новая Земля, обнаружили в Арктике фрагменты корабля голландского исследователя Виллема Баренца, на котором тот совершал полярные путешествия, сообщила пресс-служба Северного флота.
В пятницу в Мурманск на борту большого морского сухогрузного транспорта «Яуза» Северного флота прибыл экспедиционный отряд, в составе которого действовали специалисты флота, 12-го главного управления Минобороны России (ГУМО), РГО, а также ученые и специалисты ряда институтов и высших учебных заведений.
«Основная находка была сделана в районе Бухты Баренца, там были найдены фрагменты корабля, на котором исследователь Виллем Баренц совершал свои полярные путешествия. Также мы исследовали Крестовую Губу, там более 100 лет назад обосновались первые переселенцы», — приводит пресс-служба слова режиссера-документалиста, сценариста, члена РГО Леонида Круглова.
Он также рассказал, что ученые обследовали древнее становище поморов 17 века, затем переместились в становище Ольгинское, откуда взлетал летчик российского императорского военно-воздушного флота Ян Нагурский, который искал на этих землях следы экспедиций прошлого, в том числе путешествий русского гидрографа Георгия Седова. Экспедиционный отряд полностью реконструировал маршрут Нагурского, провел съемки и создал кадры, благодаря которым можно увидеть Арктику глазами легендарного полярного исследователя.
Отряд стартовал из Белушьей Губы и прошел вокруг Северного острова архипелага Новая Земля, всего участники сделали более 20 высадок.
«Температурные значения в этом сезоне были выше нормы около 12 градусов, что помогало проводить исследования. Эту экспедицию можно действительно назвать комплексной — в ней работали команды гляциологов, сейсмологов, геологов, гидробиологов, а также поисковые группы. Все материалы будут переданы для детального изучения в институты, что позволит сделать выводы и подвести подробные итоги этого сезона», — добавил командир экспедиционного отряда, офицер Северного флота, капитан второго ранга Сергей Зинченко.
Работы велись вдоль побережья всего Северного острова. Ученые ИФЗ РАН искали здесь следы древних землетрясений, они провели георадарные исследования, составили ортофотоплан местности, что позволило посмотреть вглубь земли. Это нужно, чтобы спрогнозировать землетрясения, которые влияют на климат всего арктического региона.
В ходе экспедиции также работали гидробиологи ВНИИРО, которые изучали подводную жизнь Арктики прямо с катера в непосредственной близости от берега. Это помогло исследовать прибрежную полосу, малоизученную из-за труднодоступности, так как на большом судне к берегу не подойти. В ходе работ был собран комплекс проб воды и зообентоса — это позволит сделать научные выводы и, возможно, ключевые открытия этого сезона.
Комплексная экспедиция на Новую Землю стала продолжением исследований, начатых на этих территориях в прошлых сезонах. В них исследователи провели подводные исследования Карского моря, изучили животных и птиц, вели поисковые работы.
Совместные экспедиции РГО и Северного флота по изучению арктических архипелагов проводятся с 2018 года. Ученые, добровольцы и военнослужащие проводят комплексные исследования при грантовой поддержке РГО. В 2021 году проект стал лауреатом премии РГО как лучшая многолетняя экспедиция по России.
Ученые Курчатовского института, Института океанологии имени П. П. Ширшова, МЧС России и центра подводных исследований Русского географического общества отправились в Арктику для изучения радиационного состояния полярного региона. Об этом говорится в сообщении Русского географического общества.
«Научная экспедиция на борту исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» отправилась в Арктику для изучения радиационного состояния полярного региона. В работах примут участие специалисты национального центра «Курчатовский институт», Института океанологии имени П. П. Ширшова, МЧС России и Центра подводных исследований Русского географического общества», — говорится в сообщении.
В рамках программы мониторинга радиационного состояния Арктического региона ученые проведут замеры спектрометрическими комплексами, возьмут пробы морской воды и грунта в районах затопления опасных объектов. В первую очередь исследования будут проводиться у Новой Земли.
Экспедиция будет работать в заливах Степового, Благополучия, Течений и в ранее неисследованных участках Новоземельской впадины Карского моря.
Центр подводных исследований Русского географического общества с 2015 года проводит уникальные по своей сложности глубоководные работы и участвует в международных исследовательских программах.
Исследования подводных объектов и артефактов Мирового океана позволяют организовывать научные экспедиции, обнаружение затонувших кораблей, разработку и тестирование водолазного и глубоководного оборудования.