Число погибших и пострадавших птиц исчисляется первыми тысячами. Героическими волонтерами, ветврачами, добровольными помощниками было отмыто от мазута больше 2000 тысяч птиц. Экологи не готовы подтвердить факты гибели дельфинов от мазутного загрязнения, хотя единичные случаи были обнаружены за последние дни. Но птицы, спасённые после разлива нефти, погибли после того, как их выпустили на волю. Волонтёры считают, что птиц нельзя было выпускать, так как у них смыли жировой слой и нарушили терморегуляцию, поэтому им нужно было пройти реабилитацию.
Андрей Нагибин, Председатель Правления Общероссийской общественной организации «Зелёный патруль», Руководитель проекта «Чистая Арктика», сопредседатель партии «ЗЕЛЁНЫЕ»:
«Беда, по другому и не скажешь, то, что произошло в Керченском проливе и на Таманских, Анапских берегах. Авария с разливом мазута в море случилась 15 декабря утром, погиб молодой парень, матрос-моторист. Мазут к ночи 17 декабря начало выбрасывать на берега в районе Веселовки (Темрюкский район, Краснодарский край), Благовещенки, Витязево, в самой Анапе. В районе Утриша, федерального заповедника, мазут был обнаружен 20 числа.
Вытекание мазута из затонувшей носовой части танкера продолжалось еще несколько дней. Ветер изменился, им загрязнило песчаные пляжи Волны. Вторично досталось станице Благовещенской, Витязево. Затянуло пятно мазута на Крымскую сторону, выбросило на пляжи южнее Керчи, и в самом городе обнаруживают загрязненных птиц.
Птицы первыми всколыхнули всю страну, волонтеров, добровольных помощников. Ведь при похожей аварии с мазутом в Керченском проливе, в ноябре 2007 года, их погибло больше 35 тысяч, в том числе, и краснокнижных. Если пятно мазута, которое еще 2 дня назад было видно на космоснимке, не затянет в Таманско-Запорожский орнитологический заказник, то, надеюсь, мы отделаемся малой кровью.
Число погибших и пострадавших птиц исчисляется первыми тысячами. Героическими волонтерами, ветврачами, добровольными помощниками было Страница 2 из 4 отмыто от мазута больше 2000 тысяч птиц. Мы не готовы подтвердить факты гибели дельфинов от мазутного загрязнения, хотя единичные случаи были обнаружены за последние дни. Погибли ли они ранее, или от других причин – сложно сказать, есть профессионалы, которые этим сейчас занимаются.
Эта трагедия всколыхнула добровольцев всей страны. Через штабы в Витязево, Анапе, в Темрюкском районе проходят ежедневно тысячи людей. В их числе волонтеры ведущих экологических организаций: Движения «Экосистема», «Чистая Арктика», «Зеленый патруль».»
Фото: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Но птицы, спасённые после разлива нефти, погибли после того, как их выпустили на волю. Волонтёры сняли видео, на котором видно, что пляж усеян трупами птиц, которых отмывали от мазута и выпустили на волю, предварительно, по распоряжению Минприроды. Волонтёры считают, что их нельзя было выпускать, так как у них смыли жировой слой и нарушили терморегуляцию, поэтому им нужно было пройти реабилитацию. Также ранее появилась новость, что 90% птиц, спасённых в Анапе, умерли при перевозке в Краснодар для дальнейшей реабилитации. Однако в оперштабе опровергли информацию и уверяют, что процент погибших животных составляет не более 10%. На видео — кадры от волонтёров, а также выпуск птиц на волю.
В Севастополе объявили режим ЧС из-за появления пятен мазута на пляжах. Губернатор отметил, что массового загрязнения береговой линии нет, но следы мазута обнаруживают в разных местах. Местные добровольцы выходят вместе со спасателями очищать пляжи. Новые выбросы мазута нашли на берегу в Анапе. Ширина выбросов составляет до трёх метров. МЧС заверило, что контролирует обстановку с помощью космического мониторинга и пеших групп. Также новый выброс подтвердил и замглавы Ленинградского муниципального округа Виталий Шерстобитов. Он рассказал, что небольшие порции мазута на берег выбрасывает почти каждый день.
Фото: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Мазут М100 стал причиной первой в мире аварии с таким видом топлива, что значительно осложняет ликвидацию загрязнения. Морспасслужба России завершила детальное обследование затонувших частей танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», потерпевших крушение в Черном море 15 декабря. Согласно данным экспертов, разрушены суммарно четыре танка с мазутом. Повреждения сосредоточены по линии разлома судов, при этом корпуса танкеров в остальной части не имеют видимых нарушений. Специалисты подтвердили, что утечки мазута на текущий момент не зафиксированы, однако последствия аварии уже вызывают серьёзные экологические проблемы, сообщает НИА Экология.
Оперативный штаб Краснодарского края под руководством первого вице-губернатора Игоря Галася сообщил, что в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Этот объём оказался значительно ниже первоначальных оценок, данных капитанами танкеров. Однако масштабы ущерба остаются внушительными: мазут марки М100, разлитый в акватории Керченского пролива, уже достигает береговой линии.
Особую сложность представляют свойства тяжелого топочного мазута М100, впервые ставшего причиной такой крупной аварии. Как заявили в пресс-службе Минтранса России со ссылкой на Морспасслужбн, этот вид мазута застывает при температуре +25℃, его плотность близка к плотности воды, что делает вещество тяжелее других нефтепродуктов. В отличие от нефти и лёгких нефтепродуктов, мазут М100 не всплывает на поверхность воды, а оседает на дно или остается в толще воды. Из-за этого стандартные методы очистки акваторий здесь практически бесполезны.
Фото: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
На совещании Оперативного штаба было решено создать специальную рабочую группу из учёных и экспертов. Их задача — выбрать наиболее эффективные методы очистки загрязнённых мазутом пляжей. Для этого рассматриваются технологии, предложенные лицензированными предприятиями, с учётом особенностей химического состава М100. Одна из приоритетных задач — очистка песка, который собирают с берега и временно складируют на специальных площадках. Главная цель — вернуть очищенный песок на пляжи. Также группа изучит методы очистки галечных и каменистых пляжей, наиболее подверженных загрязнению.
Ситуация остаётся напряжённой. На побережье Анапы введён режим чрезвычайной ситуации, а в Краснодарском крае ЧС федерального уровня. Эта мера позволит привлечь дополнительные ресурсы и финансирование из резервного фонда правительства. Эксперты отмечают, что разработка технологий для удаления мазута из воды требует не только времени, но и значительных научных усилий.
Фото: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Крушение танкеров 15 декабря в Черном море стало неожиданным ударом по экологии региона. «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» затонули в условиях сильного шторма, когда суда оказались в зоне критической турбулентности. Сразу после аварии в Анапе был введён режим ЧС местного уровня, затем регионального уровня, который вскоре был поднят до федерального. Масштаб загрязнения и уникальность типа нефтепродукта делают эту аварию беспрецедентной, требующей новых подходов к ликвидации последствий.
Море, загрязнённое мазутом после крушения танкеров у Керченского пролива, будет очищаться благодаря бактериям, но на это может уйти нескольких десятков лет, сообщил РИА Новости заведующий кафедрой геоэкологии и природопользования Кубанского госуниверситета Сергей Болотин.
«Если мазут на дне останется, очищение займёт несколько лет, а может, и несколько десятков лет. Там есть активные бактерии, которые поедают его, но насколько они будут активно развиваться, зависит от температуры, на какой глубине мазут находится», – сказал Болотин. По словам эксперта, бактерии активны при температуре 25–30° тепла, сейчас они не активны, а пока море холодное, важно удалить как можно больше нефтепродуктов.